Верфь на Ингуле (часть 2)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67

Николаев — 1989

Чтобы повысить производительность и коэффициент механизации электросварочных работ, технологи завода, конструкторы судов предлагали более технологичные решения. Вот один из примеров. Хотя конструкторы и признавали целесообразность сварки в судостроении, но заботясь о прочности конструктивных элементов, они иногда выбирали варианты, не соответствующие прогрессивной технологии. Так, они считали, что гораздо надежнее и прочнее стыки и пазы переборок, платформ, палуб и бортов судна располагать в шахматном порядке. А при таком решении было невозможно производить автоматическую сварку стыков листов на проход, так как для сварки каждого относительно короткого стыка приходилось переносить направляющие салазки и электросварочный аппарат с одного места на другое. При такой организации труда все преимущества автоматической сварки полотен этих конструкций сводились на нет. При поддержке своих коллег из Ленинграда и ученых технологи завода потребовали от конструкторов, чтобы все стыки и пазы между листами плоскостных конструкций судна были прямыми. Как показала практика, прочность судна и его отдельных элементов при этом не пострадала, а производительность труда и механизация тяжелых ручных процессов существенно возросли. И сегодня ни на одном судне мы не встретим пазов и стыков плоскостных конструкций, расположенных в шахматном порядке.

Восстановление завода продолжалось. Однако к ранее запланированному сроку — к 1 января 1947 года — он восстановлен не был. Особенно неудовлетворительно работали завод и подрядные организации в 1946 году. Объем капитальных вложений на восстановление завода силами предприятия был освоен на 72 % , а генподрядчиком — всего на 24,5 % В целом же по заводу выполнение составило лишь 38,1 % Подрядчик закончил и сдал в эксплуатацию в конце 1946 года только один механический цех, все остальные объекты, ввод которых также планировался в этом году, перешли на следующий. По строительству жилья из 12 тыс. м 2, запланированных к восстановлению на этот год, было закончено только 1300 м 2, что чуть больше 10 % И это произошло, несмотря на то, что завод- чане и рабочие строительных организаций по-прежнему трудились добросовестно, с полной отдачей сил.

Главной причиной провала была крайне низкая обеспеченность некоторыми строительными материалами, большие перебои с подачей заводу электроэнергии, неукомплектованность рабочей силой. Например, фонды на цемент были реализованы всего на 20 % , а без цемента никакое строительство невозможно. Только зафиксированные простои рабочих из-за перебоев с подачей электроэнергии за год составили почти 156 тыс, нормо-ч.

Наступил новый, 1947 год — второй год 4-й пятилетки, принятой в 1946 году. Задачи, поставленные перед заводом пятилетним планом, требовали от его руководства, от всего коллектива коммунаровцев и строителей умножить усилия. Время передышки не давало, нужно было в ближайший период ликвидировать допущенное отставание по капитальному строительству и ввести в эксплуатацию все цехи, вывести завод на довоенные мощности.

И количественно, и качественно кадры завода росли, из месяца в месяц увеличивалось число вводимых станков, агрегатов, электрических постов, газорезательных машин, другой техники. Рос и объем выпускаемой продукции, но до довоенного уровня было еще далеко. Продолжала давать себя знать разруха в промышленности, нанесенная войной. Работать было очень трудно. Не хватало материалов, оборудования, по-прежнему были большие перебои с подачей электроэнергии.

Так, например, завод им. Андре Марти, на котором уже действовал электродный цех, должен был с мая 1947 года ежемесячно поставлять коммунаровцам 5 т электродов. Но только в конце октября была получена первая партия — 400 кг электродов, которых едва хватило для квалификационного испытания электросварщиков. Отправленные ленинградским заводом им. Жданова (в настоящее время завод «Северная верфь») электроды из-за плохой работы транспорта завод не получил. Заводской электродный цех, а вернее небольшая полукустарная мастерская, выпускала около 250 кг электродов в сутки, что и наполовину не удовлетворяло потребности цехов. В таких условиях было очень сложно выполнять программу по строительству понтонов и барж, по тем временам весьма внушительную.

Первоначально в плане завода на 1946 год значилось изготовление 80-тонных понтонов и нескольких барж. Однако уже после утверждения годового плана было внесено изменение, в соответствии с которым предлагалось изготовить дополнительно 17 барж. Так как основная часть рабочих корпусного цеха была занята на этих заказах, то завод выпустил меньше понтонов. Не был выполнен план и по объему производства. Одной из основных причин невыполнения плана, кроме плохого материально-технического снабжения, было и то, что завод был обеспечен рабочей силой всего лишь на 84,4 % Так что низкое выполнение плана по валовой продукции (95,3 % ) еще не говорило о плохой работе завода, ведь по производительности труда план был выполнен на 112,8 % Это очень высокая цифра, и она, как ничто другое, характеризует, с каким огромным напряжением сил работал коллектив коммунаровцев в то трудное время.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67