Верфь на Ингуле

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72

Николаев — 1989

ЮБИЛЕЙ КОММУНАРОВЦЕВ

Завод имени 61 коммунара — одно из ведущих предприятий судостроительной отрасли и старейший завод Николаева.

Вот уже два века отсюда начинают свои первые мили корабли, рожденные на верфи в устье Ингула. Завод — это колыбель города, которому суждено было сыграть видную роль в утверждении России как морской державы, превратиться в крупный промышленный и культурный центр на юге Украины.

История завода — это и история города. Они неразрывно связаны и дополняют друг друга.

В предлагаемой читателю книге рассказывается о революционных, боевых и трудовых традициях рабочего класса завода на всех этапах его биографии. Эстафету борьбы и труда, подкрепленную многими практическими делами, достойно продолжает сегодня коллектив коммунаровцев. Два ордена Ленина на знамени завода — свидетельство славной истории крупного трудового коллектива.

Двести лет назад со стапелей завода сошел первенец николаевских корабелов «Святой Николай». Верфь на Ингуле дала путевку в жизнь многим кораблям Черноморского флота. Почти столетие спустя здесь был сооружен легендарный броненосец «Потемкин», названный В. И. Лениным «непобежденной территорией революции» (Полн. собр. соч., Т. 10. с 337). Два корабля — две вехи в судьбе завода. А сколько их было!

Пролетариат Николаева, в том числе и нынешнего завода им. 61 коммунара, был боевым ядром революционного движения в годы жестоких схваток с царским самодержавием, принимал под руководством большевиков активное участие в политических выступлениях. Уже в 1871 году на Николаевском Адмиралтействе вспыхнула первая в городе стачка. Из адмиралтейских рабочих вышли многие активные руководители революционного движения — И. А. Чигрин, Г. И. Кащевский, Г. М. Шкапин, И. А. Мухин, Я. В. Бондаренко и другие. Из 250 членов возникшей в 1897 году первой в городе рабочей организации «Николаевский Южно-русский союз» 200 человек являлись рабочими Адмиралтейства. Особую активность рабочий класс завода проявил в период борьбы за завоевание и укрепление Советской власти в Николаеве.

Образцы труда в годы довоенных пятилеток показывали коммунисты и беспартийные И. Е. Ткачук, Ф. Я. Плетнев, Г. В. Бабенко, Д. Ф. Гущин, В. Н. Лаврентьев, П. А. Буряк и многие другие.

В годы военного лихолетья коммунаровцы с оружием в руках защищали Родину на фронтах Великой Отечественной войны. Многие рабочие и инженеры завода, будучи эвакуированными, вносили свой вклад в победу — строили и ремонтировали боевые корабли, изготовляли танки, другие виды вооружения.

Весной 1944 года, вернувшись в освобожденный от немецко-фашистских захватчиков город, николаевцы застали родной завод в руинах. На нем не осталось ни одного уцелевшего здания. Благодаря титаническому труду коммунаровцев всего лишь через три года на возрожденных стапелях были заложены новые корабли. В последующие годы корабелами было построено около 100 китобойцев, 65 рефрижераторов, много судов другого назначения. За успешное выполнение заданий правительства по строительству флота для страны коллектив завода в 1963 году был отмечен высшей государственной наградой — орденом Ленина, а его лучшие люди — орденами и медалями.

Мне, инженеру-кораблестроителю по специальности, немало лет знающему практические дела коммунаровцев, приятно отметить постоянный рост их самосознания. Им присущ поиск новых, современных методов организации производства, повышения его технического уровня, направленных на увеличение производительности труда и темпов производства. Сегодня многочисленные суда, построенные корабелами верфи на Ингуле, соответствуют лучшим зарубежным образцам и достойно представляют нашу Родину среди ведущих морских держав мира. Без преувеличения можно сказать: во всех самых важных делах коммунисты завода — надежная опора областной и городской партийных организаций. Они часто выступают застрельщиками хороших починов, благородных патриотических начинаний.

Коммунаровцы… В самом этом слове живет революционное эхо. Лучшие черты рабочего класса олицетворяют ветераны завода. Вспоминаю Героев Социалистического Труда Ф. М. Гущина, И. И. Чернозуба — настоящих мастеров корабельного дела, хранителей и продолжателей славных традиций. Не раз доводилось встречаться, беседовать, советоваться с Героями Социалистического Труда В. П. Гурмазой, В. Д. Дидком, орденоносцем К. М. Латышевой. Их самоотверженность в труде, житейская мудрость, высокий профессионализм и замечательные нравственные качества снискали им большую любовь и авторитет в коллективе корабелов.

Годы идут, на смену ветеранам приходит новое поколение судостроителей. Многократно усложнившиеся задачи, выдвинутые временем революционного обновления всех сфер нашей жизни, требуют от каждого высокой самоотдачи, компетентности и ответственности, рабочего и инженерного мастерства, помноженного на достижения научно-технического прогресса, и современного экономического мышления. И коммунаровцы активно, со всей душой включились в перестройку. Коммунисты, Герои Социалистического Труда Н. А. Никоненко и Н. Н. Кашинский, неоднократные победители социалистического соревнования В. А. Колесниченко, А. В. Дитюк, Г. Г. Животовский, А. А. Кравченко, Я. И. Кондратов и многие другие — именно в их надежных рабочих руках сегодняшний день и будущее предприятия.

Свое 200-летие завод им. 61 коммунара встретил достойно. В 1985 году труд коллектива был отмечен вторым орденом Ленина, в 1988 — Грамотой Президиума Верховного Совета республики.

Но награды наградами, а дел впереди немало. Перестройку коллектив завода осуществляет, что называется, на марше. Предприятие реконструируется — без снижения объемов производства. Заводу-ветерану предстоит выйти на качественно более высокий уровень, что позволит внедрять последние технические и технологические достижения мирового судостроения. Намечена и успешно реализуется большая социальная программа, особенно по строительству жилья, объектов социально-бытового и культурного назначения. Коммунаровцы оказывают заметную помощь селу, весом их вклад в реализацию планов социального развития и благоустройство областного центра.

Книга о корабелах верфи на Ингуле, кораблях, построенных на ней, революционных и трудовых традициях рабочего коллектива написана автором, проработавшим долгое время на заводе и прошедшим путь от мастера до директора завода. Надеюсь, она будет встречена с интересом и станет хорошим подспорьем для воспитания подрастающего поколения судостроителей, будет полезной для всех, кто причастен к судостроению или интересуется им.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72