Заказать перила для лестниц можно по контактным телефонам

Скифия и фракийский мир

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98

А.И.Мелюкова — «Наука» 1979 г. 

Исследование посвящено взаимоотношениям Скифии и Фракии. На основе археологических и письменных источников дается характеристика фракийских культур Карпато-Балканского района в предскифский период, фракийских элементов в пред- скифских культурах и лесостепи Северного Причерноморья, памятников скифского времени в Днестро-Дунайском междуречье. Автор прослеживает элементы сходства скифской и фракийской культур в обрядах н вещах, отмечает связи скифов с фракийцами. 

image001

ВВЕДЕНИЕ

В течение всей своей многовековой истории скифы, а несколько ранее киммерийцы на западе и северо-западе соседили с фракийцами. Последние занимали огромную территорию от Вардар-Моравского бассейна на западе до Прутско-Днестровского междуречья и западного берега Черного моря на востоке; от Трансильвании и Карпат на севере до Эгейского моря и Малоазийского полуострова на юге. Эта широко распространившаяся этническая общность состояла из трех больших групп; фриго-мизийской, южной и северной, каждая из которых объединяла несколько десятков племен. Всего, по подсчетам В. Томашека, сделанным на основании упоминаний античных письменных источников, известно 86 фракийских племен. Ближайшими соседями скифов были племена северной группы, жившие к северу от Гема (Балканских гор), среди которых наиболее известны геты, даки, трибаллы, кробизы. К северной же группе относятся и агафирсы, основные земли которых помещались в Трансильвании, в долине р. Муроша. Из южных фракийцев наиболее значительными были одрисы, создавшие уже в начале V в. до н. э. крупное Одрисское царство на землях от Истра на севере до Эгейского моря и Пропонтиды на юге. В его состав при трех первых царях — Тересе, Ситалке и Севте I были включены многие северо-фракийские племена, в том числе и геты.

Судя по античным письменным источникам, скифам чаще всего приходилось иметь дело с гетами и одрисами, наиболее близкими к ним не только территориально, но и по уровню развития. Процессы разложения первобытно-общинных отношений и создания классов, приведшие к возникновению раннего государства у одрисов (параллельно или с небольшим временным разрывом), происходили в скифском обществе, несмотря на разную хозяйственную основу. Как известно, одрисы, как и остальные фракийские племена, были оседлыми земледельцами и скотоводами, имевшими, правда, развитое коневодство. В Скифском Царстве главенствующую роль играли кочевники, оседлые же земледельческие племена занимали подчинённое положение.

Тем не менее социально-политическая структура Одрисского царства V в. до н. э., которая предложена в последние годы рядом исследователей, близко напоминает характеристику, данную А. М. Хазановым Скифскому царству времен царя Атея. Это не означает, однако, что у каждого из них не было своих особенностей, но оба царства представляли собой раннеклассовые государственные образования, основанные на эксплуатации зависимого населения на завоеваниях, приводивших к установлению даннических отношений. Сближает скифов с одрнсами и гетами соседство с античными городами-колониями на берегах Черного моря. Связи с греками у южных фракийцев установились еще в гомеровские времена, но регулярная торговля с эллинами на выгодной для тех н других экономической основе возникает лишь с конца VII в. до н. э. (после основания Истрии, а затем и других колоний) и так же, как в Скифии, достигает расцвета в IV в. до <н. э.

Считается, что эллинизация фракийского населения, и особенно жителей пропонтнйской зоны, была значительной уже в VI—V вв. до н. э., а к IV в. до в. э. затронула не только верхушку, но и рядовое население, как бы пронизав фракийскую культуру и искусство. Под влиянием греков южные фракийцы уже в конце IV в. до н. э. освоили гончарный круг. Гончарная продукция фракийских мастерских довольно широко расходилась не только по Балкано-Дунайским областям, но достигала Потисья, Прикарпатья н Южной Словакии. Славились фракийцы своими рудниками и металлургическим производством, особенно добычей серебра и изделиями из него. Развитыми были бронзолнтейное и железоделательное ремесла.

Сложные и разносторонние взаимоотношения между скифами и соседним фракийским населением не могли не отразиться на разных сторонах жизни и культуры обоих народов. Несмотря на то что фрако-скифские связи уже давно привлекали внимание ученых разных профилей — историков, археологов н лингвистов, в этой проблеме имеется еще очень иного нерешенных вопросов. Поэтому избранная тема продолжает быть весьма актуальной и в наши дни. Для исследования взято рассмотрение связей только с соседним фракийским населением Днестро-Прутского междуречья, Нижнего Дуная, в современной Добрудже, Северной Болгарии н по обоим отрогам Балканских гор. Вопрос об агафирсах и взаимоотношениях их со скифами остался за пределами моего внимания. Что касается Скифии, то в настоящей работе рассматривается преимущественно собственно скифский мир степного Северного Причерноморья и в меньшей степени — население лесостепи со скифообразной культурой.

Истории изучения взаимосвязей киммерийских и скифских племен с фракийцами и отечественной науке посвящен специальный очерк. В зарубежной научной литературе имеется немало работ, затрагивающих ату тему. Однако большинство из них преследует одну цель — определить роль киммерийцев и скифов в исторических судьбах фракийцев, в развитии их культуры или в отдельных ее проявлениях. Вопросы же, связанные с обратным, фракийским воздействием на население Северного Причерноморья, почти не имеют места в трудах зарубежных исследователей, в том числе румынских и болгарских, особенно важных для нас, так как они касаются непосредственных соседей киммерийцев и скифов. Хотя направление этих исследований расходится с основными задачами настоящей работы, все же следует остановиться на некоторых из них.

В изучении фрако-киммерийской проблемы главное внимание уделяется вопросу о пребывании киммерийцев на фракийских землях, поискам следов и последствий этого пребывания. Так, румынские археологи считают бесспорным проникновение киммерийцев на территорию Румынии вплоть до Трансильвании и объясняют этим возникновение первых укрепленных поселений фракийцев в горных районах страны, распространение так называемых фрако-киммерийских изделий из бронзы даже развитие металлургии железа. Однако собственно киммерийских памятников в Румынии пока не обнаружено. Констатируемые румынскими археологами тесные связи местных племен эпохи поздней бронзы с населением позднесрубной культуры Северного Причерноморья рассматриваются вне киммерийской проблемы.

В болгарской литературе по последнего времени в основном рассматривался вопрос о выделении фрако-киммерийских вещей, под которыми чаще всего понимались изделия, близкие к кобанским на Северном Кавказе. Наиболее полная их сводка была сделана Ат. Милчевым. Исходя из представлений Л. А. Ельницкого о киммерийской принадлежности северокавказских племен предскифского периода автор пытается доказать, что на территории Болгарии бронзовые изделия, близкие к кобанским, появились благодаря связям фракийцев с северокавказскими киммерийцами. Изготавливались они местными фракийскими мастерами поэтому Ат. Милчев предлагает считать их фрако-киммерийскими. По ошибочному представлению автора, время бытования таких предметов определяется в широких пределах — IX—IV вв. до н. э. Ив. Венедиков справедливо отрицает прямую зависимость этих предметов от киммерийских, но связывает их, а также сходные находки кобанских бронз на Северном Кавказе с Малой Азией и Ираном. Поскольку в настоящее время принадлежность кобанской культуры в целом и кобанских бронз, в частности историческим киммерийцам убедительно отвергнута советскими исследователями, очевидно, следует считать ошибочным и представление некоторых болгарских археологов о связи их с киммерийцами.

Кроме того, к действительно кобанским бронзам могут быть отнесены лишь очень немногие из выделенных болгарскими учеными.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98