Загадки Скифии (книга 1)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Интересны и вполне объяснимы сведения Плиния Старшего: «Затем лесная область, которая дала название «Гилейское» примыкающему к ней морю; ее жители называются энэкадип. Далее река Пантикап, которая разграничивает племена номадов и георгов, потом — Акесин. Некоторые авторы передают, что Пантикап сливается с Борисфеном ниже Ольвии, более точные утверждают, что с Борисфеном. сливается Гипанис; первые впадают в такую ошибку потому, что относят Гипанис к Азии» (IV, 83).

Трактуя повествование Помнония Мелы, можно заключить: песчаная отмель вплотную примыкала к Гилее, и только потом Борисфен омывал их. Река Пантикап отделяла кочующих номадов от оседлых пахарей в зоне произрастания лесов Гилеи. Следует обратить внимание на порядок повествования. Оно идет последовательно с севера на юг, как и было заведено в древности: Гилея, часть реки Пантикап, коса Ахиллов Бег, примыкающая к южной окраине Гилеи посредством узкого перешейка, и соответственно Батюшка-Борисфен. Вот и вся цепочка перечисления как метод географического описания местности в античное время.

По мнению же большинства, исследователей она должна выглядеть так: коса Ахиллов Бег (Тендровская коса), Гилея — нижнее левобережье Днепра, Борисфен (Днепр) — с юга на север. Место для реки Пантикап совсем не отводится. Не могла же она протекать от моря на север и впадать в Борисфен?! Таких рек в шестидесятикилометровой зоне Г’илейского моря нет и поныне. Обратим внимание на информацию Геродота: «Об этих реках достаточно. А после них — другая река, пятая, название которой Пантикап. Течет он также с севера и из озера, а посредине между ним и Борисфеном обитают скифы-земледельцы; втекает же он в Гилею, а миновав ее, соединяется с Борисфеном» (IV, 54).

После этих слов становится ясно: наши предыдущие рассуждения находят подтверждение. Пантикап течет с севера, в среднем течении попадает в Гилею, лежащую севернее Борисфена, после этого минует лесную область поворотом русла в районе устья и соединяется с Борисфеном на правах его правого притока. Информация Геродота потребовала соразмерной трактовки с логикой автора, и мы ее выполнили.

Не меньший интерес вызывает трактовка данной цитаты Геродота известным исследователем М. В. Агбуновым: «Итак, ПАНТИКАП. Какой же приток Днепра назывался этим именем? Этот вопрос долгое время вызывает оживленные споры исследователей и до сих пор не решен. Дело в том, что описанию источника не соответствует ни один левый приток Днепра. По этому поводу ученые высказывали самые различные мнения. Наибольшее распространение получили следующие две точки зрения. Одни ученые отождествляют Пантикап с Конкой, левым притоком Днепра. Другие исследователи считают возможным отождествлять Пантикап с Ингульцом, правым притоком Днепра. Высказаны и иные точки зрения. Но ни одна из этих речек не отвечает необходимым требованиям. Локализация Пантикапа остается одной из загадок географии Скифии. Этот сложный, запутанный вопрос ждет своего исследователя». («Путешествие в загадочную Скифию», М., «Наука», 1989, с. 52-53).

Теперь приступим к трактовке сведений Плиния Старшего, приведенных ранее, но до этого момента остававшихся в тени нашего внимания. Древний автор ведет свое повествование также с севера на юг. Перечисление идет в таком порядке: лесная область, река Пантикап, потом-Акесин, т. е. море, что подтверждает наше предположение частично, но последующие слова все-таки добавляют в цепь перечисления недостающее звено-Борисфен, хотя и с некоторой степенью сомнения автора по вполне объяснимому поводу, а именно: «Некоторые авторы передают, что Пантикап сливается с Борисфеном ниже Ольвии, более точные утверждают, что с Борисфеном сливается Гипанис» (IV, 83).

Опираясь на наши предположения и высказывания, можно подчеркнуть: некоторые авторы, известные Плинию, правы в не меньшей степени, чем Геродот, утверждавший то же самое. Пантикап соединялся с Борисфеном. Плиния заинтересовал, по всей видимости, как и нас, вопрос: «Почему ниже Ольвии?» Автор находит ответ: «…первые впадают в такую ошибку потому, что относят Гипанис к Азии». Скифы переправлялись через пролив у города Панти- капей из Таврики в Азию и по воде и по льду, и летом и зимой. Позднее они покорили меотов, живших у берегов второго Гипаниса (Кубани). Наверняка у него был приток — Пантикап—по аналогии со своим «старшим братом».

Древние географы иногда путались по данному вопросу в связи с тем, что Гипанисом в античное время именовались и Кубань и Южный Буг. На основании наших рассуждений необходим краткий вывод: с высокой степенью вероятности можно отождествить Пантикап с наиболее приемлемым кандидатом на данное имя — Ингульцом.

В те времена река полноводная, с берегами, поросшими лесом почти до самого устья, на большом протяжении с крутыми изгибами русла, множеством мелких притоков, затонов и т. д. Все эти достоинства характеризуют реку Пантикап как: место с благоприятнейшими условиями для нереста рыбы, место с обилием корма, что в природных условиях вблизи моря позволяло естественным образом репродуцировать в удобнейших нерестилищах огромное количество ценнейших пород рыбы. Двумя словами — рыбное место, о чем и говорит само название в переводе с греческого. Следует особо подчеркнуть самый важный для нас вывод: Пантикап и Гилея, по сведениям древних авторов, неразделимы, точно так, как взаимосвязаны Гилея и Ахиллов Дром.

Даже на карте позднего средневековья А. Ортелия лесная область Гилея увязывается с именем легендарного героя Троянской войны — Ахилла Понтарха, напоминая о знаменитой роще. Теперь с уверенностью можно указать и место трагической гибели знаменитейшего мудреца древней Скифии — сына царского рода — Анахарсиса. Место это: берега Гилеи у заводи Борисфен напротив Ольвии. Этот вывод мы можем сделать, благодаря информации средневекового картографа А. Ортелия. Лично у меня изучение его карты, датированной 1590 г., вызвало впечатление, что автор умело воспользовался более древними источниками информации, соединив их прочной цепью данных, известных на тот период времени.

По вопросу локализации Гилеи существовало множество мнений. Наиболее распространенное из них есть смысл привести дословно: «Следует сказать о путанице представлений и у современных исследователей. Б. А. Рыбаков пришел к выводу о том, что существовали две разные Гилеи. Первую он поместил на Нижнем Днепре, а вторую — на и. Ворскле, которую отождествил с Пантикапом Геродота. Всесторонний анализ имеющихся данных показывает, что выделение двух Гилей совершенно искусственно и абсолютно ничем не обосновано. И Геродот, и другие античные авторы указывают одну — единственную Гилею- нижнеднепровскую.

Сомневаться в этом и выдумывать еще одну Гилею нет никаких мало-мальски серьезных оснований. Где же находилась знаменитая Гилея? Кто знаком с районом Днепровского лимана знает, что никаких лесов здесь нет. Наоборот, на многие десятки километров тут раскинулась настоящая песчаная пустыня. Этот регион так и называется — Нижнеднепровские пески. О каких же лесах идет речь у древних авторов? Как ни парадоксально, но именно на месте сегодняшней песчаной пустыни в античное время шумели зеленые дубравы Гилеи! В более ранний период здесь была дельта Днепра.

Река выходила в море в районе современного Каркинитского залива. Постепенно дельта переместилась в широтном направлении к своему современному положению. Все огромное пространство между старой и новой дельтой было покрыто плодородными иловыми наносами реки и изрезано множеством мелких рукавов и проток. Здесь и разрослись буйные леса, которые древние греки назвали Гилеей, т. е. Полесьем. Примечательно, что во времена Древней Руси здесь существовал город Олешье, а в наше время — город Алешки, современный Цюрупинск.

В послеантичный период в результате географических изменений лесные массивы Гилеи стали постепенно исчезать». («Путешествие в загадочную Скифию», М., «Наука», 1989, с. 61, М. В. Агбунов). Ко всему сказанному мы можем добавить: античная Гилея принадлежала правобережной части Днепра, восточной границей лесных массивов служило правобережье нижнего течения реки Ингулец, именовавшейся в те времена как Пантикап. Река была доступна для морских кораблей, т. к. ее устье располагалось ниже по течению Днепра (Борисфена) от преграды в районе нынешней Каховки до того места, по словам Геродота, где русло Борисфена еще «было известно». Например: для замера глубин с борта судна. Начиная от этого места, Борисфен был судо- ходен благодаря эстафетной перевалке грузов на сорок дней плавания минус потери времени на перегрузку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93