Храм Сандзюсангэндо — тридцать три ипостаси бодхисаттвы Каннон

Старая японская столица Киото по праву может гордиться построенным в далеком 1164 году буддийским храмом Рэнгэоин. Этот храм чаще всего называют Сандзюсангэндо и построен он по повелению императора Госиракавы, большого почитателя бодхисаттвы Каннон, стремившегося популяризировать свою веру по всей Японии.

Понятие «бодхисаттва» является одним из центральных в буддийском учении, но его очень трудно объяснить словами. Чаже всего бодхисаттв сравнивают с буддами. Будды — это существа, которые, сотворив множество благих деяний, вырвались из цепи перерождений и ушли в Небытие, в Нирвану. На счету бодхисаттв также достаточное число добрых дел, для того, чтобы распрощаться с этим миром, полным печалей и скорбей, но бодхисаттвы сознательно не уходят в Нирвану и остаются с нами, стремясь приобщить к праведному пути как можно больше живых существ. Одна из самых популярных бодхисаттв в Японии — всемилостивейшая Каннон, великая заступница и покровительница. Само имя «Каннон» традиционно переводят как «Внимающая звукам земным».

«Сандзгосангэндо» значит «Зал в тридцать три пролета». Число 33 связано с количеством ипостасей бодхисаттвы Каннон, в которых она являет себя людям.

Архитектурный замысел создателей храма был чрезвычайно прост. Фактически Сандзюсангэндо представляет собой помещенный под крышу длиннейший алтарь, в тридцати трех пролетах которого стоит 1001 статуя Каннон.

101Храм поражает прежде всего своими формами. Это очень строгое и очень вытянутое здание, длина которого — почти 120 метров, ширина — 16,5 метров. Казалось бы, такая простая, если не сказать унылая, планировка должна была сделать вид храма невыразимо скучным, однако благодаря мастерству художников, декораторов и резчиков этого не произошло; кажущийся недостаток постройки — монотонность — стал ее главным достоинством. Сильное воздействие на посетителя оказывает уже внешний вид храма, прежде всего его длиннейшая изогнутая крыша, которая, как и во многих других японских буддийских храмах, крыта темной черепицей. Монотонность основного здания прекрасно скрадывает умелая планировка территории, которую украшают большие ворота и стена Тайко, построенная в 1590 году.

Сандзюсангэндо — один из древнейших деревянных храмов Японии, дошедший до нас без перестоек со времен средневековья. Правда, в 1249 году первая храмовая постройка сгорела, но тогдашний император Госага немедленно издал указ о реконструкции здания, и его, как и 876 статуй, восстановили точно в том виде, который они имели до пожара. Нынешний храм с 1031 статуей сохраняется неизменным с 1266 года.

Заглянем, наконец, внутрь храма. Тусклые лучи, проникающие сюда сквозь приоткрытые раздвижные двери, скорее обрисовывают, чем освещают статуи стоящих в полный рост бодхисаттв, ряды которых теряются в темной глубине зала. На первый взгляд они все кажутся одинаковыми: те же статичные позы, та же загадочная, еле проступающая на устах полуулыбка. Но пройдите вдоль алтаря, всмотритесь повнимательнее — под сусальным золотом покрытия вы увидите сотни неповторимо своеобразных лиц, бесконечное число полутонов и оттенков, передающих самые тонкие движения души. Говорят, что, вглядываясь в лики бодхисаттв, каждый может найти среди них лицо близкого ему человека. Будь он среди нас, будь он среди ушедших — все равно. Может быть, именно в этом сильнее всего проявилась магическая сила создателей храма: своим искусством они сумели сделать зыбкой, если не стереть вовсе, грань между прошлым и нынешним, между земным и небесным, показать, что каждое живое существо — только звено в вечной цепочке жизни, звено, подобное тысячам других, и все же отличающееся своеобычием, пусть даже и неприметным на первый взгляд…

В высшей степени продуманы пропорции алтаря. Перед глазами идущего вдоль него человека плывет великое множество фигур Каннон, но еще большее число изваяний оказывается вне поля зрения. Трудно представить себе более впечатляющую иллюстрацию идеи беспредельности: как бы много не видел человек, бесконечное он охватить не в силах.

Ряды изваяний приводят к главному сокровищу Сандзюсангэндо — статуе одиннадцатиликой тысячерукой богини Каннон, которая находится в самом центре гигантского зала. В действительности у сидящей на цветке лотоса фигуры одиннадцать небольших лиц и двадцать одна пара рук. Ее высота вместе с пьедесталом свыше трех метров, но, глядя на статую, забываешь об этом — таким изяществом отличается изваяние Каннон.

Автором этого шедевра считается Танкэй, один из наиболее известных японских скульпторов эпохи Камакура. В момент окончания работы над статуей, в 1254 году, ему было уже более восьмидесяти лет.

Статуя Каннон выполнена в технике ёсэги-дзукури, самой распространенной в камакурскую эпоху: вначале из грубо обработанных пустотелых деревянных блоков был собран ее каркас, затем собранную основу обработали резцом, и, наконец, статую раскрасили и покрыли специальным лаком и тонкими листочками сусального золота.

Тысяча с лишним других изваяний бодхисаттвы Каннон — плод коллективного творчества более чем 70 скульпторов, которые работали под началом Танкэя и его отца Ункэя. Работа над скульптурами растянулась на сто с лишним лет. Они также выполнены в технике ёсэги-дзукури, и хотя меньше основной статуи по размерам (около 170 си), ничуть не уступают ей в выразительности. Как уже говорилось, по традиционным буддийским воззрениям божество милосердия Каннон может принимать 33 различных ипостаси. Иными словами, глядя на 1001 изображение Каннон, верующий представляет себе 33033 ее облика.

Перед алтарем расположены деревянные скульптуры 28 божеств, приближенных к Каннон. Они символизируют красоту, мудрость, процветание, силу и другие достойные черты, и, как считается, должны защитить верующих в Каннон от всех напастей. Судя по изяществу, с которым переданы в скульптурах тонкие движения не только тела, но и души, эти работы также принадлежат резцу мастеров школы Ункэя и Танкэя.

Храм Сандзюсангэндо еще с древних времен был почитаем и ценим японцами, тем не менее бы всегда в потоке обычной жизни.  Например, еще в эпоху Эдо (17 — середина 19 вв.) здесь проводились так называемые тосия — соревнования стрелков из лука. Для проведения этих соревнований использовалась западная веранда храма, причем стрелки были поставлены в очень сложные условия. Им приходилось, стоя у южного края веранды, стрелять в мишень, находившуюся в ста метрах от них у северной кромки веранды. Полет стрел должен был не задевать колонны храма справа, сверху их ограничивала низкая крыша, а снизу дощатый пол веранды.

О том, как проходили подобные соревнования лучников в древности, можно узнать, посетив 15 января ежегодный храмовый праздник в Сандзюсангэндо.

По материалам ru-jp

Вам также может понравиться...