Кто такие фармаки?

Наследие Древнегреческого мира для человеческой цивилизации сложно переоценить.  Культура Древней Греции оставила нам героические мифы, философию, идеи демократии и бесценные, до сих пор поражающие своим совершенством скульптуры.

Однако у любой медали есть обратная сторона, о которой часто умалчивают. К примеру, вера древних греков в преисподнюю – царство мертвых, населенное демонами и призраками, которые олицетворяют самые ужасные и страшные страхи людей Древнего мира.

В период с VIII по V век до н.э. древнегреческое общество было одержимо чистотой во всех смыслах этого слова. Все что, кто отклонялось от нормы, рассматривалось как угроза. Физические недостатки стали восприниматься как моральные проступки, так что маленьких детей с ограниченными возможностями выносили за пределы городских стен, где они и погибали.

100

Афинский Акрополь, где ритуал фармак стал ежегодным событием. Лео фон Кленце, 1864 год. | Фото: commons.wikimedia.org.

На заре истории молодые общества Греции с трудом боролись за свое выживание. Во время чумы или засухи, голода или войны в греческих городах искали самых некрасивых жителей. Известные как фармаки (греч. pharmakos, «уродливые»), они становились невольными участниками жестокого ритуала. Этих людей откармливали самыми изысканными деликатесами тех лет: инжиром, ячменными лепешкам и сыром. Съеденное ими считалось подношением богам. После несчастных выгоняли прочь из города. При этом люди из толпы неистово их стегали, измываясь и подгоняя.

Дальнейшая судьба некрасивых убогих горожан во многом зависела от места, где они жили. Где-то фармаков просто изгоняли из города, тогда как в других поселениях их забивали камнями до смерти, сжигали или сбрасывали с обрыва.

Кое-где этот ритуал получил такую популярность, что стал ежегодным. В Афинах, например, он проводился во время ежегодного фестиваля Таргелии — праздника в честь Аполлона и Артемиды. В жертву приносили или мужчину и женщину, либо двух мужчин.

Конечно, такой жестокий ритуал над фармаками никак не решал злободневную проблему. Однако участие в совместном уничтожении «виноватого во всех проблемах» фармака,  снимало общее напряжение и и давало чувство общности между людьми.

По материалам kulturologia

Вам также может понравиться...