Старый мост в Мостаре – память о великом султане Сулеймане Великолепном

Понятно, что первые сто лет своего существования  Старый мост назывался Новым. Но официально в то время он назывался Сулеймановым мостом, т.к. его построили по приказу султана Сулеймана Великолепного.

Шло время, прилагательное «новый» к вековой постройке уже не очень подходило, стали его называть Большой мост, а когда над Неретвой появились и другие мосты, появилось название Старый мост.

Для Мостара Старый мост – смысл, символ и ядро городской жизни. Город отсюда и начался, с этих двух точек на берегах Неретвы, между которыми требовалось провести прямую.

История моста началась с постройки башен  – они появились на столетие раньше Старого моста, в середине 15-го века. Между ними протянули ту самую прямую – канат для паромной переправы. Паром на своенравной Неретве – затея рискованная, мост был остро необходим.

Но до каменного моста было ещё далеко. Первый мост между башнями был подвесным, из деревянных досок и железных цепей. Качался от так, что путники обмирали от страха. Но путникам – им что, случайный аттракцион на долгом пути, а вот жителям Мостара приходилось несладко. Город равномерно развивался по обе стороны реки, дела требовали присутствия и там, и там, несколько раз на дню – жесточайший стресс, никакого здоровья не хватит.

К тому же мост ветшал, и пользоваться им становилось не просто страшно, но ещё и действительно опасно. Мостарцы послали прошение о новом мосте султану Сулейману, т.к. на тот момент Мостар уже давно был одним из городов Османской империи.

Прошение мостарцев султан Сулейман удовлетворил и послал в Мостар молодого архитектора Хайруддина, ученика прославленного Синана. Организатором работ со стороны локальных властей был назначен Хаджи Мехмед-бег Караджоз (он же отвечал и за строительство самой величественной из мостарских мечетей).

Работы начались в 1557 году, а в 1566 были завершены. Девять лет потребовалось Хайруддину на решение крайне нетривиальной инженерной задачи.

Классическая технология мостостроения того времени – несколько мощных опор, на которые опираются не менее мощные своды. Но установить в глубокую, стремительную и склонную к разрушительным наводнениям Неретву опору моста было невозможно. Оставалось опираться на скалистые берега, но в этом случае расстояние между опорами – почти тридцать метров, арок такого размера до Хайруддина ещё никто не строил.

До сих пор не выяснены все технические детали строительства мостарского моста. Например, как были установлены леса для него? Как эти леса выдержали многолетнее строительство?

Но основные конструктивные моменты исследователям уже известны.

Вначале был выложен свод из 111 рядов каменных блоков. Блоки соединили железными клиньями. Далее на своде сделали рёбра жёсткости – по центру и по бокам. После этого возвели внешние стены, засыпали их дроблёным камнем до нужной высоты, сверху вымостили.

Парапет моста довольно невысокий, в те времена представления о безопасности были не очень строгие, архитектор этим воспользовался, чтобы получить силуэт настолько тонкий, насколько это возможно. Поначалу мостарцы даже не отваживались ступить на мост, таким тонким и хрупким он им казался. Городские легенды гласят, что Хайруддин провёл под мостом три дня и три ночи в доказательство его надёжности.

100От верхней точки моста до нижних перепад высоты в три метра – весьма существенный уклон. Не знаю, как по мосту перемещались в старые времена, но при реконструкции по всему полотну добавили поперечные рёбра, без них был бы не мост, а аттракцион на радость туристам всех возрастов. Ну очень уж скользкий.

Настоящая трагедия в жизни моста произошла в последнем десятилетии 20-го века. В военном конфликте девяностых мост многократно обстреливался, пока свод не обрушился в воду. Это случилось 23 декабря 1993 года.

В 1997 году стали думать о том, как восстановить мост. Обломки извлекли из Неретвы и выложили на плато на берегу. Сначала для восстановления моста  хотели использовать оригинальный материал моста, но блоки были сильно повреждены и их было не достаточно.

Специалисты тщательно делали обмеры каждого блока, чтобы затем выполнить его точную копию. Камень для моста постарались добыть из тех же каменоломен, что и в 16-м веке. Также по мере возможности применяли старинные технологии и ручную обработку камня.

Через 7 лет, весной 2004 года, восстановление моста было завершено, а 23 июня того же года состоялось его официальное открытие.

С 2005 года мост и прилегающий к нему архитектурный комплекс был включен в список охраны всемирного наследия ЮНЕСКО.

 По материалам  bih-ru.touristgems

Вам также может понравиться...