Палатинская капелла – великолепная жемчужина Сицилии, соединившая в себе Восток и Запад

Палатинская капелла (итал. Cappella Palatina — буквально, «дворцовая часовня») принадлежит к тем важнейшим памятникам арабо-норманнского стиля, который соединил в себе все великолепие восточной и норманнской архитектуры. Капелла украшена выполненной византийскими и местными мастерами мозаикой XII и XV веков, а также редчайшим для Европы арабским резным потолком.

Когда-то Палатинская капелла была отдельным зданием, но в результате многочисленных перестроек стала частью Королевского дворца в Палермо. Она была личной капеллой сицилийских королей и вице-королей.

Строительство Палатинской капеллы начал первый король Сицилии Рожер II в 1130 году, в знак благодарности за пожалование ему королевского титула от Анаклета II,

0_e8ba8_a54698e7_XL

Стройка продолжалась десять лет и 28 апреля 1140 года капелла была освящена в честь апостола Петра. Особой грамотой Рожера II для нее были дарованы привилегии. Этот документ сохранился до наших дней и хранится в крипте капеллы.

Рожер II лично руководил строительством капеллы, но внутреннее ее убранство создавалось еще несколько веков. Купол, трансепт и апсиды украшают мозаики, выполненные византийскими мастерами; приглашенные арабские плотники создавали резной потолок. Самые ранние мозаики, покрывающие купол, датируются 1143 годом. В 1154-1166 годах в центральном нефе сицилийскими мастерами был сооружен большой мозаичный цикл, посвящённый Книге Бытия. В 1166-1189 в боковых нефах были выполнены небольшие мозаики со сценами из жизни апостолов Петра и Павла.

После этих лет активной работы по созданию внутреннего интерьера Палатинской капеллы был длительный перерыв вплоть до XV века, когда на сицилийский престол взошел король из Арагонского дома. В этот период проводятся работы по инкрустации мрамором королевского трона и создание над ним мозаики, а также отделка боковых нефов. В 1460 году работы были завершены, о чем свидетельствует надпись над троном.

Отличительной особенностью капеллы является наличие купола – деталь, не характерная для арабо-норманнского стиля.

Палатинская капелла представляет собой небольшую классическую трехнефную базилику с тремя апсидами. Пространство капеллы делится на нефы двумя рядами колонн с капителями, которые соединены стрельчатыми арками.

Инкрустированный мрамором и гранитом пол выполнен в технике штучной мозаики. Это один из самых хорошо сохранившихся элементов XII века, дошедших до наших дней.

Потолок центральной части храма представляет собой деревянный резной плафон, выполненный арабскими мастерами эпохи Фатимидов. Он состоит из ячеек, называемых мукарны, расписанных изображениями птиц, фантастических животных, растений. Встречаются и человеческие фигуры, запрещённые мусульманской традицией. Кроме «мукарнас» на потолке можно видеть и так называемые «лакунар» — восьмиугольные ячейки с геометрическим узором внутри и арабскими надписями по периметру. Потолки боковых нефов выглядят более просто.

Приподнятые над полом, восточная и западная части капеллы, украшены мозаикой с изображением Христа Пантократора. Так показаны согласие и дополняемость духовной и царской властей – принцип византийской концепции симфонии.

Особого внимания заслуживают мозаики, которые практически полностью покрывают внутреннюю поверхность капеллы, за исключением нижних частей стен, которые украшены сложными мраморными инкрустациями. Это одни из лучших сохранившихся на Сицилии мозаик того времени.

К южной стене капеллы практически примыкает амвон, поддерживаемый четырьмя мраморными колоннами и пасхальный канделябр, представляющий собой сложную композицию из человеческих фигур, растений и животных. Основанием его служат фигуры четырех львов, а венцом – три полуобнаженных мужских фигуры, держащих подсвечник. Это дар архиепископа Гуго Палермского в честь коронации Вильгельма I.

В эпоху норманнского владычества на Сицилии проявился особый архитектурный стиль, сочетавший в себе элементы Востока и Запада, Европы и Азии, что во всей полноте воплощено в Палатинской капелле. Французсеий писатель Ги де Мопассан, посетивший капеллу, по праву называл ее прекраснейшей религиозной жемчужиной, о которой мог когда-либо мечтать человеческий разум.

 По материалам  palermo-tr

Вам также может понравиться...