Загадки знаменитых картин эпохи Возрождения

Любому человеку, кто хоть  в какой-то степени интересуется искусством, известно, что в XIV–XV веках произошли кардинальные изменения в живописи.

Именно в это время произошло значительное изменение в лучшую сторону навыков рисования. Если посмотреть на работы этого периода  и сравнить с предыдущими, то можно сделать вывод, что  художники резко начали рисовать намного лучше.

Этот факт всегда бы загадкой не только для простых любителей искусства, но и для маститых искусствоведов.

Но с некоторых пор, кажется, эта загадка стала раскрытой. И это произошло благодаря искусствоведу и художнику Дэвиду Хокни, которого этот вопрос давно интересовал.

Однажды художник осматривал работы знаменитого Жана Огюста Доминика Энгра, предварительно сделав с них увеличенные копии с помощью ксерокса.

То, что он увидел на копии картин, стало для Хокни большим сюрпризом. Конечно, картины Энгра поразили своей реалистичностью даже самых мелких деталей. Но более всего его поразило то, то манера рисования Энгра очень напомнила ему манеру рисования художника Уорхола, который  рисовал свои картины с помощью  проецирования изображения на холст и его дальнейшей обрисовки.

И тогда Хокни пришел к заключению, что, возможно, Энгр пользовался  специальным устройством, которое помогало ему невероятно точно переносить пропорции на бумагу.

Это приспособление представляло собой конструкцию с призмой, закрепленной на стойке, например, к планшету. Таким образом, когда художник закрывал один глаз, он видел свой рисунок, а когда другой — реальное изображение.

Похожая камера-люцида появилась в 1807 году, хотя о ней упоминалось  еще в 1611 году.

Также весьма вероятно, художники использовали другое оптическое устройство, известное  под названием «камера-обскура».

Этот прибор существует еще со времен Аристотеля. Он был похож на темную комнату, в которую через маленькое отверстие проникал свет, благодаря которому  в комнате возникала проекция того, что находилось перед отверстием, но в перевернутом виде. Изображение получалось очень нечетким, а качественных линз, которые могли спасти положение, тогда еще не было.

Разгадку этой тайны нам оставил Ян Ван Эйк в своей картине «Портрет четы Арнольфини».

Эту работу но  написал только в 1434 году, но на картине полно мелких и очень реалистичных деталей. Посмотрите хотя бы на этот подсвечник. Подобное нарисовать было бы сложно даже сейчас.

3

Исходя из самой картины, ученый пришел к выводу, что большой точности художнику удалось добиться благодаря вогнутому зеркалу, которое выглядит выпуклым на картине.

Размер четкой, сфокусированной части проекции составлял примерно 30 квадратных сантиметров — именно таким был размер голов на множестве портретов эпохи Возрождения.

Живописцам в то время хорошо платили, и нет ничего странного в том, что многие детали процесса работы держались в строжайшем секрете. Художникам было выгоднее, чтобы клиент думал, что они способны нарисовать подобный шедевр без какой-либо помощи.

Из-за того, что камера-обскура зеркальна, почти все изображенные люди на картинах того периода являются левшами.

Так как в фокус порой попадала только часть изображения, часто страдали пропорции, когда его пытались переместить. После того, как появилась фотография, с плеч художников свалился тяжелый груз. Теперь за реалистичность отвечают фотографы.

Это невероятное открытие Дэвида Хокни стало огромным шагом вперед не только для искусствоведов и художников, но и для человечества в целом, ведь ученому удалось ответить на вопрос, который каждый задавал себе хоть раз, — почему картины художников эпохи Возрождения такие реалистичные?

 По материалам  ofigenno

Вам также может понравиться...