Космическое звучание музыки И.С. Баха

В марте 2015 года исполняется 330 лет со дня рождения И.С. Баха, композитора, роль которого в современной  мировой культуре очень трудно переоценить. Великий немецкий поэт Иоганн Гете, который, кстати, появился на свет за год до смерти И.С. Баха, писал о его музыке «Музыка Баха подобна божественной мысли перед сотворением мира». А Альберт Швейцер говорил, что если бы мы могли слышать звучание космических сфер, то оно было бы подобно музыке И.С. Баха.

Подчеркивая масштаб творчества композитора,  музыкальный вечер-портрет, прошедший 22 марта в отделе документов по вопросам культуры и искусств ОУНБ им. А. Гмырева, организаторы назвали «Космическое звучание музыки И.С. Баха». Украшением встречи было исполнение произведений  композитора преподавателями и учащимися ДМШ№3.

Как бы ни было масштабно творчество великого немецкого композитора, у каждого любителя его музыки есть свое, глубоко личное отношение к  творчеству И.С. Баха. Например, современный поэт Валерий Геращенко пишет:

«Я слушаю музыку Баха,
Забыв неурядицу дней,
Нет в мире ни боли, ни страха –
Они растворяются в ней».

Оптимистичным настроением  проникнуто хоровое произведение И.С. Баха «Жизнь хороша», его исполнили самые юные участники вечера – члены вокального ансамбля младшего хора ДМШ №3, руководитель Т.В. Тимко, аккомпаниатор О.И. Смирнова. Именно ими была открыта концертная программа мероприятия.DSCN2796

Произведения для клавира – значительная часть творческого наследия И.С. Баха. В сокровищницу мирового музыкального искусства входят прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира», «Искусство фуги», многочисленные  хоральные прелюдии. Всего композитором создано более 1000 музыкальных произведений, которые входят в репертуар известнейших музыкантов. Впрочем, И.С. Бах писал и менее сложные произведения, например двухголосные инвенции, маленькие прелюдии. Их с удовольствием исполняют талантливые учащиеся детских музыкальных школ. На нашем концерте в исполнении Николая Коробкова прозвучала изящная, светлая и звонкая как звучание ручья прелюдия фа мажор.

Наверное, не все знают, что в переводе с немецкого фамилия Бах переводится как «ручей». Поэтому другой великий немецкий композитор Л.В. Бетховен говорил о И.С. Бахе: «Не ручей. Море должно быть имя ему». Но все же интересно, что в семье Бахов сохранилась легенда о родоначальнике  семьи и эта легенда связана с ручьем. Вот эта история: очень-очень давно в  городе Эйзенахе жил мельник, в предании сохранилось даже его имя – Фейт. Приходя на свою мельницу, Фейт всегда брал с собой цитру –  старинный струнно-щипковый инструмент. Играл на цитре Фейт настолько хорошо, что ручей возле мельницы начинал струиться быстрее, быстрее вращались крылья мельницы, и  мельнику удавалось больше перемолоть муки.  Так предок семьи Бахов сумел, подобно Орфею, очаровать своей игрой природные стихии, в том числе и ручей.

Эту и другие интересные истории из жизни и творчества И.С. Баха рассказали библиотекари отдела документов по вопросам культуры и искусств. Ими были презентованы монографии, исследования современных ученых творческого наследия великого композитора.

Представлены были также и книги, авторы которых старались просто и доступно рассказать о творчестве И.С. Баха.  Такие, как например повесть Фаины Оржеховской «Себастьян Бах» или «Занимательная бахиана», авторы которой – известные музыковеды А. Милка и Т. Шабалина открыли много малоизвестных фактов из истории создания клавирных произведений И.С. Баха. Из их книги можно узнать, что знаменитые инвенции композитор написал для своего старшего сына – Фридемана. Всего у И. Баха был  21 ребенок и четверо из них стали  знаменитыми музыкантами. Возможно, поэтому в творчестве гениального композитора есть произведения, которые легко и очень  интересно исполнять начинающим музыкантам.

На музыкальном вечере — портрете прозвучали: двухголосная инвенция ля минор, трехголосная фуга до мажор, прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» в исполнении молодых, но уже известных музыкантов  — Валерии Мирошниченко, Ирины Середы, Даниила Попила. Все юные музыканты – лауреаты и победители региональных и международных конкурсов пианистов. Конечно, в успехах учеников есть значительная доля усилий их преподавателей – Г.Г. Фисюн и Г.Н. Грищенко.

Особенно большое удовольствие участникам вечера доставило исполнительское искусство  преподавателей ДМШ №3. Трио скрипачей (руководитель О.П. Клишунова, аккомпаниатор Т.В. Автенюк) исполнили изящный «Менуэт соль мажор», а благодаря волшебным пальцам Л.Г. Михальцовой баян звучал подобно органу. Лариса Григорьевна исполнила знаменитую «Токкату и фугу ре минор» и именно этот момент был эмоциональной кульминацией музыкального вечера-портрета, посвященного 330-летию Иоганна Себастьяна Баха.

После окончания вечера участники его долго  не расходились, благодарили музыкантов, обменивались впечатлениями. Сотрудники отдела документов по вопросам культуры и искусств предложили вниманию зрителей документальный биографический фильм немецких кинематографистов «И.С. Бах».

 Нелли Громова

Вам также может понравиться...