Общество без социальных лифтов

25b19bb97b

В западном обществе принято считать, что любой человек может изменить все в своей жизни и достичь всего, что захочет. На Западе, возможно, так и есть. Но, например, в Индии, есть такие вещи, которые невозможно изменить, как ни старайся.

Это касается нематериальных вещей, которые, тем не менее, оказывают кардинальное влияние на жизнь человека.

Речь идет о выборе своего места в жизни в соответствии со своей кастой. А каста, в свою очередь, определяется  исключительно семьей, в которой человек родился.

Индийская модель мира, объединившая высшие законы мироздания с этическими законами общества, создала и собственный, уникальный социум.

Кастовая система в индийском социуме это его главный стержень его существования. Самая высшая каста в этой иерархии – это брахманы. Брахманы, владеющие Словом, считаются даже выше царей, которые относятся к касте кшатриев – воинов и управляющих.

Ниже кшатриев находятся вайшьи, торговцы, и еще ниже — шудры — землепашцы, скотоводы, ремесленники.

Самым низкой кастой считаются неприкасаемые. Даже их тень может осквернить человека их более высокой касты.

Если первые три социальные группы имеют право читать Веды, то шудрам это не позволяется. Неприкасаемые так вовсе не имеют права даже слушать священные тексты.

В рамках кастового строя происходят постоянные изменения: касты могут дробиться на подкасты, мелкие касты могут сливаться, но общая структура сохраняет поразительную стабильность — от немыслимо далекого прошлого по сегодняшний день.

Устойчивость  этого уникального социального устройства основана на фундаментальных концепциях кармы и сансары.

Эти понятия, с одной стороны, дают каждому ощущение заслуженности своего места, с другой — внушают уверенность, что оно улучшится в одной из последующих жизней.

Тем самым кастовый строй «снимает» социальный протест, способствуя сохранению стабильности общества.

В основе кастовой иерархии находится оппозиция «чистый—нечистый». По сути, она регламентирует общение индусов между собой.

Чтобы это понять, следует помнить, что любые, даже самые незначительные действия могут иметь религиозные последствия — например, процесс еды, манера ее вкушать, есть действия, имеющие отношение к религии».

Существует целая система запретов на совместное вкушение пищи представителями разных каст, на принятие пищи от представителей низших каст высшими, на контакты с людьми «нечистых» занятий: уборщиками, кожевниками, гончарами (они возятся с глиной), плетельщиками корзин…

Как бы ни разбогател индус из низшей касты, какого бы ни добился влияния — он остается «нечистым», физический контакт с ним «оскверняет», и самый бедный брахман будет надменно взирать на него сверху вниз.

Касты — при всей обособленности каждой — находятся в постоянном взаимодействии и зависимости друг от друга.

Систему их взаимодействия лучше всего сравнить с сетью сложного плетения, которую привел бы в негодность разрыв любой ячейки. Все они тесно связаны (несмотря на ограничение прямых контактов!), у каждой — своя дхарма.

Например, ахимса, невреждение, есть один из главных нравственных постулатов индуизма по отношению ко всему живому. Но! Сражаясь против беззакония (адхармы), воитель-кшатрий обязан убивать.

Брахману не сохранить ритуальной чистоты без неприкасаемого уборщика нечистот, а тому не заработать на жизнь без обслуживания высших каст — иные занятия запретны для него.

Аскет-санньяси не дотронется до денег, а вайшья благоговейно целует рупию, полученную от первого утреннего покупателя: приумножение благосостояния — его кастовая дхарма…

По материалам bharatiya

Вам также может понравиться...