Музей античности на вилле русской княгини

returnphoto

В конце 2014 года на итальянской вилле русской княгини Зинаиды Волконской  открылся музей античности.

В помещении двух оранжерей позапрошлого века и на территории сада, окружавшего виллу, после реставрационных работ выставлена знаменитая коллекция княгини Зинаиды Александровны Волконской, которая владела  виллой с 1830 года до самой смерти в 1862 году.

Античную коллекцию княгини составляют  мраморные саркофаги, барельефы, статуэтки, фрагменты древних надписей, статуй и элементы архитектуры с I века до н.э. по III век н.э..

Многие выставленные древности когда-то были найдены в древнем некрополе, открытом на Эсквилинском холме рядом с виллой.

Можно сказать, что наконец-то сбылась мечта Зинаиды Волконской сделать собранное ей античное наследие публичным достоянием.

Римский музей на вилле Волконской появился в год 225-летия со дня рождения русской княгини, в ее честь, и это еще раз свидетельствует о том, насколько эта необыкновенная женщина, обладавшая многими талантами и вдохновившая на создание поэтических творений Пушкина, Мицкевича, Веневитинова, Баратынского, опередила свое время.

Красавица, превосходная певица, писательница, композитор, Зинаида Александровна Волконская родилась 3/14 декабря 1789 года в Дрездене, где ее отец князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский был русским посланником при Саксонском дворе. Ее детство прошло в Дрездене, в Париже, в Милане, в путешествиях по Европе.

Зинаида, рано потерявшая родителей, еще в юном возрасте вышла замуж за князя Никиту Григорьевича Волконского. Однако  брак оказался несчастливым.

Некоторое время, по окончании Отечественной войны 1812 года, княгиня вместе с супругом, сделавшим блестящую карьеру при царском дворе,  проводят за границей.

После короткого пребывания в России в 1820 году княгиня перебралась в Италию и обосновалась в Риме. Ее римский дом у фонтана Треви сразу же стал местом встреч русских и итальянских художников, музыкантов и литераторов. В нем бывали пейзажист Сильвестр Щедрин, художник Федор Бруни, создавший портрет княгини в костюме Жанны д’Арк, и композитор Гаэтано Доницетти, которого позднее Зинаида Александровна вдохновила на создание оперы «Сибирские узники», посвященной декабристам.

Однако через пару лет княгиня возвратилась в Россию и жила сначала в Петербурге, а затем в Москве, создав в своем доме на углу Тверской улицы и Козицкого переулка блестящий литературно-музыкальный салон, который посещали выдающиеся литераторы, художники, музыканты и ученые. Ее салон посещали Пушкин, Жуковский, Мицкевич, Вяземский, Баратынский, Дельвиг, Денис Давыдов, Чаадаев.

«Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли», — вспоминал князь Вяземский.

В московском салоне Зинаиды Волконской произошла первая встреча хозяйки с Пушкиным, когда княгиня спела его «Элегию», положенную на музыку композитором Геништою. Здесь же прошло чтение опальной комедии Грибоедова «Горе от ума».

По воспоминаниям современников, особняк Зинаиды Александровны на Тверской был украшен привезенными из Италии античными статуями и рельефами, оригиналами и копиями картин художников Возрождения. Но, несмотря на итальянскую атмосферу, именно в это время княгиня увлеклась изучением русской истории, русским языком и литературой и начала записывать народные песни, легенды и сказания.

Второму отъезду в Италию Зинаиды Александровны в 1829 году предшествовал тяжелый период в ее жизни — смерть Александра I, с которым ее связывали близкие отношения, ссылка в Сибирь принявшего участие в восстании на Сенатской площади брата ее мужа Сергея Григорьевича Волконского, ранняя смерть талантливого поэта Дмитрия Веневитинова, безответно влюбленного в княгиню. Сама она попала под наблюдение полиции после того, как устроила у себя дома проводы княгини Екатерины Трубецкой и своей невестки Марии Волконской к мужьям в Сибирь.

Выбор пал на Италию. При этом она не порывала связей с Россией, и ее римский дом палаццо Поли и приобретенная загородная вилла продолжали притягивать к себе многих представителей русской художественной колонии.

На вилле Зинаиды Александровны было две особенных аллеи — украшенная античными памятниками и тянувшаяся вдоль акведука Аллея друзей и Аллея воспоминаний, высаженная кипарисами, деревом мертвых. В последней княгиня установила памятники своим ушедшим друзьям и близким людям — Пушкину, на стеле которого позже были добавлены имена Баратынского и Жуковского, Веневитинову, Вальтеру Скотту, Байрону, Гете, Карамзину, Александру I, императрицам Елизавете Алексеевне и Марии Федоровне, а также родителям, бабушке и дедушке с материнской стороны и, что особенно характеризует душевные качества княгини, своей кормилице и слугам отца.

После смерти Зинаиды Александровны ее сын поставил на Аллее воспоминаний монумент памяти матери.

К сожалению, не все памятники дошли до наших дней, да и сама вилла была перестроена.

Сын княгини Александр, который унаследовал от матери любовь к искусству, значительно пополнил число экспонатов античной коллекции благодаря раскопкам вдоль акведука, который пересекает территорию парка.

После его смерти вилла перешла во владение его приемной дочери Надежде Васильевне Ильиной-Волконской. Однако ее муж маркиз Владимир Кампанари промотал большую часть состояния семьи, и в 1922 году, в год смерти Надежды Васильевны, вилла была продана ее потомками итальянскому государству.

Многие антикварные вещи и картины, находившиеся в доме, пропали, а большую часть бесценного архива Зинаиды Александровны Волконской, в котором находились автографы выдающихся деятелей русской культуры, купил барон Леммерман, и теперь они хранятся в библиотеке Гарвардского университета.

И вот теперь мечта княгини сбылась – музей принимает посетителей!

По материалам  stoletie

Вам также может понравиться...