Юбилей Исаака Дунаевского

at616314680

30 января с.г. исполнилось 115 лет со дня рождения гениального советского композитора Исаака Осиповича Дунаевского.

 Дунаевский прожил по земным меркам короткую жизнь – всего  55 лет. Но за всю свою творческую жизнь успел создать очень многое. Его творческое наследие в музыке это 14 оперетт, 3 балета, 2 кантаты, 80 хоров, 80 песен и романсов, музыку к 88 драматическим спектаклям и 42 кинофильмам и многое-многое другое.

Все его музыкальные сочинения без исключения отличаются тем, что в них есть неизменно запоминающаяся  мелодия. Среди композиторов ХХ века его можно считать безусловным кролем мелодии.

Считается, что исключительный талант Дунаевского раскрылся прежде всего в области так называемых «легких» жанров. Композитор и на самом деле стал  создателем новой советской массовой песни, самобытной джазовой музыки, музыкальной кинокомедии, оперетты.

И в то же время  Дунаевский является и непревзойденным симфонистом. Его симфонический дар высоко ценил Шостакович – это о много говорит.

Особая тема творчества Дунаевского это песни, неизменно популярные и любимые многими поколениями советских людей. Среди них лирические: «Моя любовь», «Цветёт калина», «Вечер вальса», «Школьный вальс», «Не забывай», «Молчание». Были и песни для пионеров: «До чего же хорошо кругом», «Скворцы прилетели», «Летите, голуби!», «Марш юннатов». Такие патриотические песни как «Дорожная», «Дальняя сторожка», «Звёзды милой Родины», «Каховка» разучивались детьми во всех советских школах.

Отдельно можно рассматривать марши Дунаевского – бравурные, яркие, неизменно создающие праздничное, приподнятое настроение. «Марш энтузиастов», «Марш весёлых ребят», марши из кинофильмов «Вратарь», «Дети капитана Гранта» — до сих пор популярны. А героический марш «Моя Москва» стал даже гимном Москвы.

Дунаевский (полное имя Исаак Бер Иосиф Бецалев) родился в семье мелкого банковского служащего Цале-Йосефа Симоновича и Розалии Исааковны, проживавших на Полтавщине. Двойное имя отца послужило основой для отчества будущего композитора – Осипович. Если справедливо народное утверждение, что каждый еврейский мальчик – обязательно скрипач, то в данном случае оно как нельзя более точно. Эта еврейская семья отличалась исключительной музыкальностью. Дед по отцу служил кантором – человеком, ведущим богослужение в синагоге. Читал там нараспев молитвы, которые затем повторялись всеми прихожанами синагоги. Естественно, и отец Исаака пел. А мама, обладая прекрасным колоратурным сопрано, ещё и виртуозно играла на фортепиано. Все четверо братьев будущего композитора и сестра стали музыкантами. Сам он с детства проявлял незаурядные музыкальные способности. Восьмилетним брал уроки скрипки у Григория Полянского.

В 1910 году Исаак поступает в Харьковское музыкальное училище по классу скрипки профессора К. Горского. Затем учится у И. Ахрона – блестящего скрипача, педагога и композитора. Много сочиняет под руководством С. Богатырева. После училища устраивается в Харьковский драматический театр Синельникова. Работает скрипачом-концертмейстером в оркестре, затем дирижером и, наконец, заведующим музыкальной частью театра. Пишет музыку ко всем новым спектаклям. В 1924 году Исаак Осипович переезжает в Москву и становится музыкальным руководителем эстрадного театра «Эрмитаж». Тогда и появляются его первые оперетты: «И нашим, и вашим», «Женихи», «Ножи», «Карьера премьера».

Звёздным в жизни Дунаевского стал 1929 год, когда он возглавил Ленинградский мюзик-холл. С этого момента начинается новый, зрелый период в творческой деятельности композитора.

Исаак Осипович писал свою музыку по велению и зову сердца, из самого сердца, а то, что она помогала советскому народу «строить и жить», искренне его радовало и неподдельно вдохновляло. Короче, глубоко верил в то, что воспевал.

Отсюда его творческая искренность и созидательная вдохновенность. При этом, что характерно: до самых последних дней своих Исаак Осипович сохранял критический взгляд на всё, что происходило в его стране и с его народом. В решающей степени, из-за таких, более чем «свободных», высказываний композитор был «невыездным»

На творчество Дунаевского по-настоящему вдохновляли только женщины. Редко кто из композиторов прошлого был столь тотально зависим от собственной любвеобильности, как Исаак Осипович. Ещё в Харьковском театре Синельникова молодой сочинитель музыки потерял голову от красавицы Веры Юреневой. Буквально с ума по ней сходил, вдохновенно писал музыку к ее концертным выступлениям.

Другой ярчайшей музой для  Дунаевского стала Людмила Головина. Они встречались только трижды, но в его творчестве чувства к Людмиле оставили огромный след.

Переехав в Москву, Исаак Осипович вторично женился на Зинаиде Судейкиной. (Первой его официальной женой была харьковчанка Марина). Жить влюбленным было негде, и они уехали в захолустный тогда Крым. Под нежным южным солнцем Дунаевский сочинил великое множество прелестных опусов. Хотя, как читатель прекрасно понимает, не только и не столько дело было в солнце, сколько в нежной Зиночке. Своей заботой она сделала древнюю Таврию для любимого человека настоящим раем, став, по существу, «крымским вдохновением» композитора. Потом молодые супруги уехали в Ленинград. Здесь-то на композитора и обрушилась лавинообразная, обвальная слава после фильма «Веселые ребята». Вокруг него образовались бесчисленные толпы поклонниц. Зиночка терпела и прощала мужу многочисленные связи. В 1932 году родила ему сына Евгения.

На съёмках фильма «Моя любовь» Исаак Осипович безумно влюбляется в восходящую кинозвезду Лидию Смирнову.

Оттого музыка к «Моей любви» просто восхитительна. Она вдохновлена страстными, почти сумасшедшими чувствами композитора. Смирнова тоже восторгалась гением Дунаевского, чьим именем уже был назван пароход (до него такой чести удостаивались лишь Любовь Орлова и Валерий Чкалов). Однако любить, по ее словам, «некрасивого Исаака» она отказалась.

Следующим увлечением Исаака Осиповича стала симпатичная танцовщица Зоя Пашкова – мать нынешнего композитора Максима Дунаевского. Правда, он родился вне брака. Лишь после смерти гражданского мужа Зоя Ивановна добилась, с помощью государственных и партийных органов, чтобы её сын получил фамилию отца. И всё-таки можно утверждать, что в лице Пашковой к Дунаевскому вернулась Муза.

Однако человеческое счастье от него отвернулось. Как и всякий великий талант, Дунаевский, имел множество недругов и завистников. Они обвиняли его не только в плагиате («С миру по нотке – Дунаевскому орден»), но и в трусости, в разгульной жизни, в аполитичности.

Только благодаря заступничеству композитора Тихона Хренникова ему удалось спастись от карающей руки ЦК компартии. Тот пошёл в ЦК партии и открыто заступился за «первого композитора, который приблизил советскую музыку к народу». Григорий Александров, приступив к съемке фильма «Встреча на Эльбе», заказал музыку не ему – постоянному партнеру – а Дмитрию Шостаковичу. То была уже не только творческая, но и личная трагедия великого композитора. Скончался Дунаевский скоропостижно 25 июля 1955 года…

По материалам  stoletie

Вам также может понравиться...