Роскошная готика Амьенского собора

Амьенский собор, Нотр-Дам д’Амьен, Cathédrale Notre-Dame d’Amiens входит в группу самых больших соборов Франции и известен своей великолепной готической архитектурой. Также во всем мире известна богатая и роскошная отделка Амьенского собора.

Нотр-Дам д’Амьен расположен в Амьене, примерно в 120 километрах к северу от Парижа. Амьенский собор был построен между 1220 и 1270 годами и является резиденцией епископа Амьенского. В 1981 году он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор мог вместить всех жителей Амьена, население которого составляло на момент постройки около 10 тысяч человек. Его размеры поражают:

Длина снаружи: 145 м

Длина изнутри : 133,5 м

Ширина нефа: 14,6 м

Ширина бокового нефа: 8,65 м

Длина трансепта: 70 м

Высота свода: 42,3 м

Высота шпиля: 112,7 м

Площадь: 7 700 м²

Внутренний объём: 200 000 м³

Первый собор в Амьене был построен в IV веке на могиле первого амьенского епископа священномученика Фирмина (Firmin d’Amiens, ок.272 — ок.303) на холме Абладен (ныне район Сен-Ашель). Во время нападения норманнов на город в конце IX века он был сожжен. Два других собора, построенных позднее, также погибли в огне. В 1137-1152 годах, после пожара, разрушившего большую часть города, был построен новый собор в романском стиле. Однако о его размерах и архитектуре никаких свидетельств не сохранилось.

В начале XII века произошло событие, превратившее Амьен в один из важнейших религиозных центров христианского мира. В 1203 году, во время Четвертого крестового похода, крестоносцы осадили Константинополь. 13 апреля 1204 года столица Византии пала. После этого крестоносцы устроили массовую резню местного населения и разграбили город. Пиккардийский крестоносец Валлон де Сартон (Wallon de Sarton), каноник Пикиньи, смог добыть (а точнее, украсть) святую реликвию — лицевую часть головы Иоанна Крестителя, без нижней челюсти.

Вскоре после этого началось массовое паломничество в Амьен. Среди паломников были не только простые люди, но и знатные из разных уголков Европы. Голова Иоанна Крестителя приносила огромные доходы. Верили, что священная реликвия особенно хорошо исцеляет глухих, немых, слепых, а также одержимых «злым святым Иоанном», то есть эпилепсией. Для хранения головы Иоанна Предтечи был создан роскошный реликварий, позднее утраченный. От него сохранился только горный хрусталь. В 1876 году был создан новый. Голову сейчас можно увидеть в реликварии Амьенского собора.

Но не только Иоанну Крестителю был обязан Амьен своим процветанием. В начале XIII века, в период правления Филиппа Августа (1165-1223, король Франции с 1179 года), начинаются лучшие времена для Амьена. Этому способствовала близость к Фландрии, где шили одежду, а также к местным винодельческим ярмаркам. Основу благосостояния амьенской буржуазии составляла торговля красками для одежды и тканями, которые производились в регионе, а также сельское хозяйство. Об этом напоминает посвящение часовни на продольной оси собора — Богоматери Нотр-Дам драпьер (Notre-Dame drapière).

Старый романский собор уже не мог вмещать всех жителей Амьена и паломников. В 1218 году в его шпиль попала молния. Огонь быстро распространился по деревянным конструкциям, и вскоре здание рухнуло. Амьенский епископ Эврар де Фуйуа (Évrard de Fouilloy) решил построить новый величественный собор, достойный священной реликвии. Собор должен был стать каменной книгой, несущей миру свет христианского учения.

Работы начались в 1220 году. Для осуществления столь грандиозного замысла был приглашен архитектор Робер де Люзарш (Robert de Luzarches). С 1228 по 1258 год архитектором собора был Тома де Кормон (Thomas de Cormont), затем, до 1288 года — его сын Рено де Кормон (Renaud de Cormont).

101_Fotor

Для нового собора была расчищена большая территория. Так, северный рукав трансепта находится на месте перенесенной церкви Святого Фирмина-Исповедника, северная башня главного фасада — на месте богадельни.

Для фундамента собора использовался кварцитовый песчаник третичных пород (возраст около 55 млн. лет), который отличается твердостью и, что особенно важно, водонепроницаемостью. Значительная часть конструкций собора выполнена из белого мела — осадочной породы (возраст около 90 миллионов лет), в основном добываемой из карьеров Пикиньи в 10 км вниз по течению Соммы. Мел — тонкий, легкий в обработке камень, способствующий созданию самых смелых конструкций и скульптур. Для строительства Амьенского собора были отобраны твердые и качественные каменные блоки. Благодаря присутствию в породе твердых кремневых вкраплений получается интересная фактура.

Западный фасад собора, возведенный в 1220-1236 годах, демонстрирует необычное художественное единство. Три больших глубоких портала собора украшены многочисленными реалистичными скульптурами святых и тонко проработанными эсхатологическими сценами. Нижний ярус увенчан галереей. Выше неё, под окном-розой находится «галерея королей» — статуи в натуральную величину двадцати двух королей. Над «розой» находится легкая «галерея Звонарей и Музыкантов», реконструированная в ходе реставрации XIX века.

Южная и северная башни собора асимметричные. Южная башня была возведена к 1366 году (по другим источникам — 1372). При строительстве северной башни возникли проблемы, связанные с наклоном земли, поэтому она была дополнительно укреплена опорами и завершена только в 1402 или 1406 году.

Порталы западного фасада и южного трансепта богато украшены скульптурами, представляющими собой священную книгу в камне. Центральный портал, или портал Страшного Суда, иногда называемый также порталом Бога, окружен двумя другими, меньшими по размеру, порталами: порталом Богоматери справа (южный) и порталом св. Фирмина слева (северный).

Во время лазерной очистки, проводившейся в 1990-х годах, обнаружили, что западный фасад Амьенского собора изначально был цветным. Благодаря разработке сложной системы подсветки стало возможным с высокой точностью проецировать эти цвета непосредственно на фасад, воссоздавая полихромный облик собора XIII века. В темное время суток собор подсвечивается. Летом, во время Рождественской ярмарки и на Новый год проводятся красочные светомузыкальные шоу.

В Амьенском соборе сохранился самый большой в Западной Европе средневековый интерьер.

Большую роль в украшении собора произведениями искусства сыграло братство Пюи Нотр-Дам д’Амьен (La Confrérie du Puy Notre-Dame d’Amiens), основанное в 1388 году и просуществовавшее до Великой Французской революции. Оно сотрудничало с другими аналогичными братствами в Нидерландах, Бельгии, Пикардии и Нормандии. Благодаря его деятельности собор почти ежегодно пополнялся новыми живописными полотнами, резными алтарями часовен, скульптурами и др.

Амьенский собор имеет счастливую судьбу – он пережил две мировые войны. Даже во время бомбардировок немцами в 190 году, когда был разрушен весь город, собор остался неповрежденным благодаря требованию Папы Римского Бенедикта XV.

По материалам anashina

Вам также может понравиться...