Знаменитый музей сэра Джона Соуна в Лондоне

Сэр Джон Соун, знаменитый архитектор, работавший в стиле неоклассицизма в конце 18-го и начале 19-го веков. Его музей создан в том же доме, где жил и работал сам архитектор, построивший здание Банка Англии..

Сын каменщика Соун, родившийся в 1753 году, сделал блестящую карьеру: стал профессором архитектуры в Королевской академии, архитектором Банка Англии. С 1792 года он постепенно покупал и перестраивал стоящие рядом дома на Линкольн-Инн-Филдс. Здесь он жил и работал, хранил свою постоянно растущую коллекцию древностей. Архитектурная практика мастера процветала, и в его коллекции появились раритеты, достойные Британского музея, – например, алебастровый саркофаг фараона Сети I. Появлению в собрании столь ценного экспоната был посвящён специальный трехдневный приём в доме Соуна (точнее, в подвале, где и был размещён саркофаг, освещённый сотней ламп и канделябров). На приёме побывали 890 человек, среди них – премьер-министр Роберт Дженкинсон, министр внутренних дел Роберт Пиль, принц Август Фредерик, герцог Сассекс (президент Общества искусств).

100_Fotor

Музей Соуна был создан при печальных обстоятельствах. В 1815 году сын архитектора наделал долгов и пытался вымогать у отца деньги. Долг заплатила жена Соуна Элиза. Вскоре сын опубликовал в воскресной газете анонимную статью о низком уровне архитектуры в Англии с выпадами против собственного отца. Для Элизы это был смертельный удар, она умерла. Соун, нежно любивший жену, был в ярости. Между отцом и сыном состоялся разрыв, глава семьи решил завещать своё наследство нации. Парламент принял специальный акт, сделавший это возможным. Соун-младший пытался оспорить акт через суд, но проиграл.

Джон Соун умер в 1837 году, его дом и коллекция стали общественным достоянием. Здесь экспонируются совершенно уникальные предметы: архитектурные фрагменты старого Вестминстерского дворца, сгоревшего в 1834 году, китайская и перуанская керамика, индийская мебель, отделанная слоновой костью. Картинная галерея включает в себя полотна Каналетто, Хогарта, Тернера, Ватто, Рейнолдса, пятнадцать рисунков Пиранези. Чрезвычайно ценной частью коллекции являются тридцать тысяч архитектурных чертежей, собранных Соуном, а также более двухсот пятидесяти моделей различных зданий.

Здание музея само по себе уникально – в его архитектуре и интерьерах отражена сама личность Соуна. К примеру, изучение Соуном античной архитектуры в молодости нашло отражение в стиле библиотеки-столовой, похожей на этрусские гробницы. В картинной галерее освещение сделано по тем же принципам, что и в здании Банка Британии.

По материалам votpusk

Вам также может понравиться...