Музей похорон  – самый веселый музей Вены

 

Музей похорон в Вене собрал большую коллекцию экспонатов, свидетельствующих о похоронных традициях, существующих в Австрии, и особенностях «венского» обряда. Их здесь насчитывается, ни много ни мало, около тысячи.

К примеру, в музее есть многоразовый гроб.

Австрийцы всегда были народом широкой души. Вплоть до того, что в 1784 году император Йозеф II, недовольный чрезмерной расточительностью венцев и их способностью тратить на похоронные обряды огромные суммы, поручил начать изготовление многоразовых гробов. По мнению императора, тело без гроба должно было быстрее разлагаться. Секрет изобретения заключался в откидной нижней части. Во время похорон гроб не опускался в землю, а повисал над могилой, его нижняя часть открывалась, и покойник покидал сию юдоль скорби. Идея императора привела ко всеобщему недовольству и даже беспорядкам, потому многоразовые гробы вскоре были отменены. А в 1825 году вышло постановление, что каждый умерший при погребении должен находиться в индивидуальном гробу.

100_Fotor

Сигнализация для погребенных заживо

Обморок, летаргический сон, некомпетентность врача — все они делали в недалеком прошлом вполне реальной ситуацию, когда человек оказывался похороненным заживо. Мысли о такой возможности превращали в кошмар жизнь людей впечатлительных и нервных. Русский писатель Николай Васильевич Гоголь, невероятно боявшийся подобного исхода, в своих записях наказывал похоронить его только тогда, когда на теле появятся явные признаки разложения. В Вене же во избежание ужасных случайностей стали использовать «сигнализацию». Устройство состояло из шнура, присоединенного к колокольчику. Шнур вкладывался в руку покойника, который в случае погребения заживо мог дернуть за шнур, чтобы смотритель кладбища услышал звон и спас его от уже настоящей гибели. В музее представлена целая коллекция разных спасательных механизмов с колокольчиками и звонками.

Сидячий гроб

Сидящий на кушетке гроб шокирует кого угодно. История экспоната необычна. На самом деле гроб странной формы появился впервые в 1951 году на картине известного бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта. Автор взял за основу портрет парижской светской львицы мадам Рекамье кисти Жак-Луи Давида, написанный еще в 1800 году. Магритт заменил сидящую на кушетке женщину деревянным гробом, при этом оставив элегантно спадающими на пол ее платье и накидку. Полотно называется «Перспектива мадам Рекамье». Физическое воплощение картины было создано при венском Музее похорон и является одним из его самых известных экспонатов.

Надо сказать, что подобных произведений Магритт написал несколько, спародировав в том числе и картину Мане «Балкон». Эти работы — своего рода насмешка над увековечиванием смертных. Пряча героя картины в гроб, художник будто состаривает, убивает и помещает в небытие этих «вечных людей» с полотен, которые не меняются сотни лет.

Гроб-кокон

Еще один экспонат музея, который также можно приобрести для себя, — гроб в форме кокона. Его создателем стал немецкий дизайнерский дом UONO. Производители уверены, что необычная форма гроба внушит клиенту спокойствие, чувство безопасности и защищенности. «Кокон» создан из джута и покрыт эмалью на водной основе. Производители уверяют, что такие материалы разлагаются в земле в среднем за 10–15 лет без ущерба для окружающей среды. Пожалуй, единственный минус этого девайса от кутюр — его цена: €3000.

Нож для вырезания сердца

В начале XX века этот инструмент, больше напоминающий острый клинок с рукояткой обычного кухонного ножа, был в арсенале каждого патологоанатома. Ведь в Австрии, да и в других странах тоже (например, в Англии, Франции или Шотландии) еще со Средних веков существовала традиция захоронения сердца отдельно от остального тела. Этот таинственный ритуал, как и сигнализация с колокольчиком, избавлял людей от страхов быть похороненными заживо. Обычно таким способом хоронили знатных особ и — вы удивитесь — хоронят до сих пор. Таким образом в 2011 году был погребен последний принц из династии Габсбургов: его сердце по традиции было похоронено в одном из венгерских монастырей.

Общественный похоронный трамвай

Те венцы, которым нож для сердца не светил, в XIX–XX веках провожали своих близких в последний путь на трамвае. Такой способ перемещения был и в других странах: трамваи-катафалки существовали в Америке, Испании и даже России. За умеренную плату трамвай доставлял усопшего на кладбище по рельсам. Идея похоронного трамвая зародилась в Вене еще в 1880-е годы, однако реализована была во время Первой мировой войны (дожив и до Второй). Маршрут трамвая проходил мимо больниц, домов престарелых и Центрального кладбища Вены. В одном вагоне могло за раз поместиться 12 гробов, каждый из которых располагался в специальном отсеке. При необходимости трамвай использовался не только для перевозки умерших: в нем также доставляли раненых в больницу. Всего по Вене курсировало три таких траурных черных трамвая.

Плата за проезд составляла 40 рейхсмарок (примерно €21,8 по нынешнему курсу). В 1960-е годы венские похоронные трамваи были выведены из эксплуатации и стали музейными экспонатами.

В музее похорон также есть такие экспонаты, как пестрый саван; королевская похоронная корона, которая должна была свидетельствовать о высоком статусе покойного на том свете; урна для праха в виде футбольного мяча, причем его можно было раскрасить в цвета любимого покойным футбольного клуба.

По материалам chert-poberi

Вам также может понравиться...