Kongō Gumi – самая старая в мире строительная компания

В мире существует только восемь компаний, чей возраст насчитывает более тысячи лет. И что удивительно, все они расположены на территории Японии. Конго Гуми как раз относится к этой группе предприятий-длгожителей.

Старейшая компания в истории человечества – Конго Гуми (Kongō Gumi), строительная компания, специализирующаяся на строительстве и ремонте буддийских храмов. Ее основатель, Шигемитсу Конго, был опытным плотником, которого пригласили из Кореи построить первый в Японии буддийский храм в Ситэннодзи. Когда Конго прибыл в Японию в 578 году, он увидел невероятные возможности. Япония недавно приняла буддизм, и принц Сётоку активно поощрял его распространение по всей стране. Но у японцев не было опыта строительства буддийских храмов.

Строительство, обслуживание и ремонт буддистских храмов, разрушенных огнем и войной, стали основным источником дохода для Kongō Gumi. Компания также участвовала в строительстве многих известных зданий, таких как Hōryū-ji (607) и Koyasan (816), а также замок в Осаке (1583). На протяжении своей долгой истории Kongō Gumi пережила много социально-политических изменений, которые угрожали его существованию. Она пережила реставрацию Мэйдзи в 1800-х годах, когда правительство разрушило тысячи буддийских храмов, стремясь искоренить буддизм в Японии. Во время Второй мировой войны, когда ресурсы для строительства храмов и поддержания древних сооружений иссякли, Kongō Gumi были вынуждены вместо этого делать деревянные гробы. После войны Конго Гуми вновь нашла работу по восстановлению храмов, разрушенных в ходе конфликта. И только в конце 20-го века и в 2000-х компанию подкосило снижение расходов на содержание храмов, а также усиление конкуренции со стороны других фирм. После более чем четырнадцати столетий независимого существования, в 2006 году Kongō Gumi была поглощена строительной компанией Takamatsu. Она все еще существует, но уже как подразделение Takamatsu.

Долголетие Kongō Gumi замечательное и достойное изучения. Во время периода Мэйдзи 32-й лидер компании составил кредо под названием «Сёкуке кокорое но кото» (или «семейные знания о торговле»), перечислив 16 заповедей, предназначенных для будущих руководителей и сохранения семейных традиций.

Западные читатели могут быть удивлены, обнаружив, что, хотя кредо затрагивает такие «деловые» вопросы, как контроль качества и удовлетворенность клиентов, оно в равной степени акцентирует внимание на личностных характеристиках, таких как, как умение одеваться (в соответствии со своим положением), умение пить (в меру) и отношение к другим (с большим уважением). В самом деле, первая статья вероучения гласит: помнить о принципах конфуцианства, буддизма и синтоизма и постигать тонкости ремесла плотника – это «наша самая важная обязанность». Считается, что стандарты, по которым Конг измеряет свою жизнь, так же важны для успеха, как инструмент, с помощью которого он делает свою работу.

Помимо высокого качества работы, Kongō Gumi делает упор на построение прочных отношений с клиентами. «Прислушайтесь к тому, что говорит клиент», «Относитесь к клиентам с уважением» и «Представьте самую дешевую и самую честную оценку» – вот некоторые из принципов, которые отражают этот подход в «Шокукэ кокорое но кото». В кредо также входят общие понятия, такие как «Не возвышай себя», «Никогда не ругайся с другими», «Не позорь человека и не хвастайся» и «Общайся с уважением».

101_Fotor

Многие компании терпят неудачу, потому что ставят прибыль выше всего остального, считает профессор Ричард Фостер из Йельского университета. Многие японские компании выжили так долго, потому что они маленькие, в основном семейные, и потому что они пользуются правилами, которые не связаны исключительно с получением прибыли.

Успех Kongō Gumi также заключался в его лидерстве, и здесь компания продемонстрировала необычайную гибкость. В отличие от многих семейных предприятий, где руководство автоматически перешло к старшему сыну, преемники Конго Гуми выбирались на основе компетентности, а не наследования. Если старший сын был признан неспособным руководить компанией, руководство переходило к младшему брату. Если не было подходящего наследника мужского пола, вместо него могли выбрать зятя. 39-й президент компании, Тошитака Конго, был одним из таких зятьев. Когда 37-й лидер Харуити Конго покончил жизнь самоубийством из-за своей неспособности обеспечить свою семью во время депрессии Шоува, его вдова Йоши стала первой и единственной женщиной, возглавившей Конго Гуми.

Kongō Gumi, несмотря на такой почтенный возраст, не является крупной компанией. До слияния в 2005 году ее годовой доход составлял 7,5 млрд. иен (70 млн. долларов), а работало в ней всего 100 сотрудников.

По материалам terra-z

Вам также может понравиться...