Савинское подворье – архитектурное чудо на Тверской

Удивительное здание Саввинского подворья на Тверской не так-то просто найти – о нем не знают даже многие жители Москвы. Это действительно скрыта, спрятанная города, причем спрятанная намеренно.

Несколько веков назад на Тверской улице стояло здание, принадлежавшее знаменитому звенигородскому Саввино-Сторожевскому монастырю. Оно пережило два московских пожара, однако во время последнего, в 1812 году, выгорело так, что восстанавливать его уже не было смысла. А в начале прошлого века, по просьбе Можайского епископа Парфения и с разрешения властей, на месте сгоревшего здания стали строить новое, четырехэтажное – с подворьем и хозяйственными помещениями.

Руководил строительством известный архитектор Иван Кузнецов, который спроектировал здание в стиле псевдорусского зодчества с добавлением элементов барокко и модерна, а также с использованием абрамцевских изразцов. Такое сочетание оказалось очень удачным, что и не удивительно, учитывая талант и опыт архитектора.

101_Fotor

В дореволюционные времена первые этажи здания занимали разные конторы, в том числе Саввинское архиерейское представительство, редакции и магазины, а на верхних жили послушники монастыря. Но большая часть помещений сдавалась внаем, как в обычном доходном доме.

Во внутреннем дворе стояли две каменные постройки, в одной из которых располагалась домовая церковь в честь Саввы Сторожевского.

Кстати, в ведении располагавшегося здесь Московского Епархиального Общества были школа для бездомных бедняков, детский приют и мастерская для мальчиков.

Сразу после постройки подворья одним из арендаторов стала и киностудия Александра Ханжонкова («Торговый дом Ханжонкова»). Кинодеятелю даже удалось получить разрешение архиерея монастыря на строительство на заднем дворе здания съемочного павильона. Согласно легенде, поначалу священнослужитель противился такой затее, считая ее крамольной, однако после того, как Ханжонков пригласил его на сеанс и познакомил с кинематографом, архиерей был настолько впечатлен увиденным, что дал добро.

Почти десять лет здесь шли съемки и монтаж кинокартин. За это время было создано множество художественных и документальных фильмов.

Здание на Тверской, похожее на русский терем и европейский замок одновременно, стало настоящим украшением улицы, да и всей Москвы, органично вписавшись в пейзаж.

Его облицованный плиткой фасад, украшенный глазурью, лепниной и мозаикой, вызывал восхищение прохожих, а две высокие остроконечные башенки, заметные издалека, стали его визитной карточкой.

Внутренние (дворовые) фасады оказались не менее красивы: арки, колонны, оригинальные барельефы и окна, украшенные цветами и морскими раковинами, созданы с большим вкусом и фантазией. Внутренний дворик напоминает шикарный дворцовый зал.

После революции здание, как и другие московские доходные дома, плотно заселили советскими семьями, устроив здесь коммуналки, а первый этаж отдали под магазины и хозпомещения.

В 1935-м, при расширении Тверской, которая в те годы уже именовалась улицей Горького, здание подворья не тронули, а вот четыре года спустя его существование оказалось под угрозой. В рамках Генплана реконструкции столицы дом хотели убрать, чтобы выстроить на его месте сталинку.

Однако сносить подворье все же не стали, а перенесли вглубь улицы примерно на 50 метров. Считается, что сохранить задние помогли в том числе и коллективные обращения местных жителей в высшие городские инстанции. По другой версии, власти приняли решение не уничтожать здание, поскольку все-таки признали его памятником архитектуры. Практика переноса зданий в Москве на тот момент уже имелась и технологии, которыми располагали советские градостроители, соответственно, это позволяли.

Руководил работами по переносу здания талантливый инженер Э. Гендель. Подготовка шла не один месяц, а вот сам переезд прошел быстро. Всего за одну ночь 23-тонный дом аккуратно срезали с фундамента и при помощи огромной лебедки по заранее уложенным рельсам аккуратно передвинули на новое место. Причем это произошло настолько плавно, что жильцов на время передвижения здания даже не отселяли – все это время они находились в своих квартирах.

Так уникальное здание оказалось на второй линии улицы Горького, спрятавшись от посторонних глаз за свежеотстроенным массивным сталинским домом. Соответственно, номер у перенесенного здания стал уже другим.

Здание и по сей день в хорошем состоянии. Здесь работают разного рода организации, в том числе православные и благотворительные. Таже здесь располагается галерея русской и византийской иконы.

По материалам kulturologia

Вам также может понравиться...