Древняя земля Лангедок-Руссильона

Еще до нашей эры здесь была бурная жизнь. Кто-то только не побывал на этих землях — финикийцы, греки, кельты, римляне, вестготы и мавры и т.д. В 13 веке земли Лангедока стали частью королевства Аквитания под властью Карла Великого, возникшего в 781 году.

Северные города (Каркассон, Безье, Ним, Агд) остались под контролем графов Тулузских. Позднее их владения были расширены за счет Нарбона, Юзеса и нескольких других графств.

К XII веку Лангедок достиг наивысшего расцвета. Однако в результате Альбигойского крестового похода (1208–1229), направленного против процветавших в этом краю общин катаров, династия графов Тулузских пала, и в 1271 году провинция была аннексирована Французским королевством. В 1659-м Руссильон и север Сердани тоже стали частью Франции.

Катарами (от греческого – «чистый») или альбигойцами (от названия лангедокского города Альби) называли последователей учения, распространившегося в XI веке на юге Франции. Считается, что учение это зародилось в среде болгарских богумилов, которые привили на христианскую почву взгляды манихеев – последователей одного из синкретических религиозных движений поздней Античности.

Как и манихеи, катары были дуалистами: полагали, что мир четко разделен на доброе и злое начала, на свет и тьму. Материальный («тварный») мир и все его институты, включая католическую церковь и государство, находятся полностью во власти зла, и спасение возможно лишь в отказе от мира. Впрочем, в иерархии катаров полностью аскетический образ жизни вели лишь «совершенные» – проповедники и духовные вожди общины, остальные последователи учения жили в миру.

Катары признавали Евангелие, однако критически относились ко многим книгам Ветхого Завета, а также практиковали собственные ритуалы и таинства. Католическая церковь объявила учение катаров ересью, однако в конце XI века катарам на юге Франции не было нужды скрывать свои взгляды: учение было настолько распространено, что целые деревни и города были полностью катарскими, причем среди членов общин было множество влиятельных людей, князей и богатых купцов.

100_Fotor

Название Лангедок происходит от «ланг-д’ок» (langue d’oc) – названия языка, на котором в Средние века говорили на юге Франции, тогда как севернее говорили на «ланг-д-ойль» (langue d’oil), предшественнике современного французского (слова oc и oil означали «да» на двух этих языках соответственно).

В XII–XIII веках, когда Лангедок достиг наивысшего расцвета, лангд’ок – изначально язык поэзии трубадуров – стал литературным языком юга Франции. Однако после того как провинция вошла в состав Французского королевства, официальный язык ланг-д-ойль, а затем французский, постепенно вытеснил ланг-д’ок из употребления. Лишь в XIX веках, по инициативе поэта Фредерика Мистраля, началось активное возрождение этого языка, который в современной лингвистике называется окситанским или провансальским.

Сегодня на различных диалектах этого языка по-прежнему говорят на юге Франции, северо-западе Италии, в Монако и в Каталонии (где аранский диалект окситанского носит статус официального языка наряду с каталанским и испанским).

Исторический язык Руссильона – каталанский, это близкий родственник окситанского. Каталанский язык был на пике своего развития в XIII веке, а затем его постепенно стали вытеснять кастильский (на Иберийском полуострове) и французский (на юге Франции).

В 19 веке каталанский язык стал возрождаться. В настоящее время каталанский распространен в Андорре и на острове Сардиния.

По материалам terra-z

Вам также может понравиться...