Роскошный модерн дома купца Рябушинского и советский писатель Горький

Дом купца Рябушинского на Малой Никитской улице в Москве поражает своей оригинальной архитектурой как снаружи, так  внутри. Сложно поверить, что он построен более ста лет назад. Еще  он известен тем, что в нем некогда жил пролетарский писатель Максим Горький, который во всем ценил простоту и не был поклонником модернистских изысканий в архитектуре.

Впрочем, писатель не сам выбрал себе такой дом: в один прекрасный день его просто поставили перед фактом. Изначально дом принадлежал молодому купцу Степану Рябушинскому – коллекционеру икон, промышленнику, основателю завода ЗИЛ. Юноша, как и его братья, отличался дальновидностью и прогрессивными взглядами во всем – как в коммерческих делах, так и в художественных пристрастиях. Поэтому совсем неудивительно, что здание именно в таком стиле (европейский модерн) он решил заказать модному по тем временам архитектору Федору Шехтелю, построившему в начале прошлого века не одно московское здание – начиная с театров и заканчивая особняками.

Кирпичная фасадная облицовка, которую обвивает мозаичный фриз, массивная парадная дверь, волнообразные (словно из сказки) окна с решеткам-деревьями, фантастические узоры в арочных проемах – все это придумал московский архитектор. А в создании дизайна внутреннего интерьера вместе Шехтелем принимал участие художник Михаил Врубель.

101

Если зайти в этот причудливый дом, можно увидеть дивную волнообразную лестницу, стиль которой, говорят, Шехтель перенял у великого испанского архитектора Гауди. На его творчество также повлиял француз Франсуа-Ксавье Шелкопф, считавший, что прямыми линиями невозможно передать красоту зданий, ведь в природе их не существует.

Витражи, декоративные светильники и украшения в виде морских обитателей (например, лампа-медуза) и совершенно невероятная лепнина на окнах приковывают взгляд и вызывают восхищение. Интересно, что при всей этой вычурности и пестроте ни внешний облик, ни внутренний дизайн дома не вызывают ощущения безвкусицы, а, наоборот, кажутся очень гармоничными и изысканными.

Рябушинский очень хотел, чтобы его дом был скрыт от посторонних глаз и чтобы у любого, кто в нем находится, создавалось ощущение уединенности. Тогда Шехтель придумал интересный выход: скрыть часть здания садом.

В 1903 году купец вселился в свой новый особняк. В одном из помещений он открыл реставрационную мастерскую, где художники под его надзором восстанавливали старинные иконы. А еще в дальней части дома у Рябушинского была потайная комната, в которой находилась старообрядческая молельня с иконостасом, ведь он, как и многие московские купцы, придерживался этой старой веры, а она до 1905-го в стране считалась запрещенной.

После революции владелец дома спешно эмигрировал с семьей в Италию. Особняк советские власти национализировали, и он стал переходить от одной организации к другой. В разные годы здесь размещались детский дом, издательство, Наркомат по иностранным делам и прочие разномастные конторы. За эти годы часть уникального интерьера дома была безвозвратно утеряна. А в 1935-м здание передали Максиму Горькому, который только что вернулся в СССР – кстати, как раз из Италии. Здесь, на Малой Никитской, писатель и прожил последние годы.

Сам Горький чувствовал себя в этом доме немного не в своей тарелке, ведь его вкусы и образ жизни шли вразрез с помпезным стилем особняка дореволюционного купца. Писатель любил, чтобы все было по-простому, без излишней вычурности и непонятных ему украшательств. Он не раз говорил, что в этом доме вроде бы все красиво – да «улыбнуться нечему». Но ведь не мог же он отказаться от такого подарка властей. Поэтому Горький смирился и просто обустроил все в доме под себя.

Сейчас особняк Рябушинского имеет официальный статус «Дом-музей Максима Горького». Но москвичи по традиции называют его «Особняк Рябушинского» — все-таки особняк по духу больше «принадлежит» знаменитому купцу, чем знаменитому писателю.

По материалам kulturologia

Вам также может понравиться...