Древний Исфахан и мечеть Имама

Исфахан – э то древний город, расположенный у подножия хребта Загрос, в трех сотнях километров от иранской столицы, города Тегерана. Восхищение этим древним городом выражали азиатские, европейские купцы и даже итальянский путешественник Марко Поло.

Исфахан, населённый с незапамятных времён, к XI веку стал столицей могучей Сельджукской империи, простиравшейся от Босфора до границ Китая и Индии. В 1387 году город покорил Тамерлан и после «всеобщей резни» приказал своим воинам воздвигнуть холм из 70 000 черепов. Но вскоре Исфахан, словно птица феникс, возродился из пепла и превратился в процветающий город. Золотой век для Исфахана наступил в XVI столетии, когда шах Аббас I Великий сделал его столицей Ирана. «Исфахан — половина мира», — так говорили персы, тем самым давая понять, что город великолепен, и чтобы увидеть столько же прекрасного, сколько есть в Исфахане, нужно обойти весь остальной свет. Сегодня Исфахан — третий по величине город страны и старинный ремесленный центр, где вручную ткут персидские ковры.

101_Fotor

Сердцем Исфахана является площадь Имама. Также её называют «Нахш-е Джахан», что в переводе означает «образ мира». Это вторая по величине площадь в мире после пекинской Тяньаньмэнь. Оказавшись на площади Имама, путешественник словно переносится в мир персидских сказок из «Тысячи и одной ночи».

Здесь есть всё: мечети, лазурные купола и башни минаретов, фонтаны, чайханы, ресторанчики и, конечно же, магазины. С северной стороны площади расположен выход на Большой базар, с запада к ней примыкает Дворец Али-Гапу, с востока — Мечеть Шейха Лютфаллы, а с юга — Мечеть Имама, или Шахская мечеть.

Мечеть Имама — шедевр персидской архитектуры

Мечеть Имама — шахская мечеть с куполом 52-метровой высоты и парой минаретов высотой по 42 метра была построена при шахе Аббасе I всего за 18 лет — с 1611 по 1629 год. После революции 1979 года, свергнувшей последнего шаха, Шахская мечеть была переименована в мечеть Имама в честь имама Хомейни — основателя Исламской Республики Иран. Как внутри, так и снаружи стены мечети и минаретов декорированы бирюзовыми изразцами с геометрическими и растительными орнаментами. Чтобы придать облицовке особую выразительность, шах приказал использовать не наборную керамическую мозаику, а многоцветные глазурованные плитки, расписанные в технике «хафт-ранги» — перс. «семь цветов» («небесная радуга»).

Подсчитано, что на облицовку мечети ушло 472 500 поливных изразцов. Вдоль внутреннего двора мечети тянутся 2-ух-этажные худжры — кельи для проживания семинаристов. С каждой стороны двор обрамлён айванами — высокими сводчатыми помещениями, служащими входами. Главный вход, ведущий непосредственно в молитвенный зал, украшен глубокой нишей, полукупол которой заполнен «сталактитами» — декоративными призматическими формами, рядами нависающими друг над другом. Интерьеры Шахской мечети оформлены мозаикой, орнаментами и причудливой арабской вязью, выполненной придворным художником Аббаса I — Резой Аббаси.

Внутри помещения расположены огромных размеров мраморный михраб — молитвенная ниша, обращённая в сторону Мекки,  и изящная кафедра для чтения Корана.

По материалам putidorogi-nn

Вам также может понравиться...